Сексуальная ориентация — такими рождаются, а не становятся (ВВП)
Автор: Дж. Майкл Бейли, Северо-Западный университет
Источник: книга «Введение в психологию»
Статья из главы 10. Базовые мотивы
На протяжении многих лет большинство психологов считали, что гомосексуализм является результатом неправильного воспитания, вызванного патологическими отношениями между ребенком и родителем, или обусловлен нетипичным сексуальным опытом. Однако научные исследования не подтвердили это мнение (см., например: Bell, Weinberg & Hammersmith, 1981). Родители людей с гомосексуальной ориентацией ничем особым не отличались от тех, чьи дети были гетеросексуальны (а если отличия и обнаруживались, оставалось неясным направление причинно-следственной связи). Большинство гомосексуалистов испытывали гомосексуальные желания задолго до своего первого сексуального опыта, который действительно мог вызвать закрепление необычного обусловливания. Лишь после того, как исследователи не смогли объяснить происхождение гомосексуализма социальным влиянием, они обратили внимание на теории, согласно которым причины гомосексуальности лежат внутри самого человека.
Наиболее достоверно установлена корреляция между взрослым гомосексуализмом у взрослых и признаками тендерного несоответствия в детском возрасте (Bailey & Zucker, 1995). Как правило, гомосексуальные мужчины в детстве были женоподобными мальчиками, а лесбиянки — маскулинными девочками. Тендерное несоответствие появляется в раннем детстве скорее вопреки, чем благодаря воздействию социализации. Действительно, выражение женоподобные мальчики, ставшие впоследствии гомосексуалистами (Green, 1987), в детстве часто страдали из-за реакций на их необычное поведение. Связь между сексуальной ориентацией и тендерным несоответствием в детстве универсальна для любой культуры (Whitam & Mathy, 1986; Whi-tam & Mathy, 1991). Хотя мы не знаем точных причин проявляющегося в детстве тендерного несоответствия, общая картина подразумевает определяющую роль скорее врожденных факторов, чем научения.
Более прямое подтверждение этого мы получаем в исследованиях родных братьев и сестер, включая близнецов. В семьях гомосексуалистов наблюдается больше гомосексуальных братьев по сравнению с гетеросексуальными мужчинами, а лесбиянки имеют больше сестер-лесбиянок по сравнению с гетеросексуальными женщинами (Bailey & Pillard, 1995). Исследования близнецов показывают, что эти примеры в большей степени отражают влияние генов, а не семейного окружения. Однояйцевые близнецы более схожи по сексуальной ориентации, чем разнояйцевые близнецы (Bailey & Pillard, 1995). С другой стороны, по крайней мере в половине случаев если один однояйцевый близнец гомосексуален, другой близнец имеет гетеросексуальную ориентацию. Хотя это свидетельствует о важной роли окружения в формировании сексуальной ориентации, такое влияние не обязательно должно быть социальным. Биологические факторы могут также вызывать различия у близнецов (Martin, Boomsma & Machen, 1997). Когда однояйцевые близнецы имеют различную сексуальную ориентацию, они часто помнят, что, будучи детьми, уже имели различия, что подразумевает раннее действие факторов окружения. Тем не менее точный характер влияния окружения и воспитания остается неясным.
Более прямое свидетельство генетического влияния получено в результате исследований ДНК (Hamer et al., 1993). Пары братьев с гомосексуальной ориентацией наследуют одну и ту же часть Х-хромосомы, Xq28, более часто, чем это можно объяснить случайным совпадением. Возможно, ген, находящийся именно в этой области, влияет на определение мужской сексуальной ориентации. В пользу данной гипотезы говорит и то, что гетеросексуалы обычно не наследуют ту же версию Xq28, что и их гомосексуальные братья (Ни et al., 1995).
Наиболее влиятельная теория утверждает, что в человеческом мозге есть область, определяющая сексуальную ориентацию, и развитие этого центра зависит от ранних гормональных воздействий (LeVay, 1996). Согласно этой теории, мужчины-гомосексуалисты имеют женские центры сексуальной ориентации, а лесбиянки - мужские центры. Два известных науке примера с мальчиками, которые в раннем детстве случайно лишились гениталий и затем воспитывались как женщины, также подтверждают эту точку зрения. Во взрослом возрасте обоих прежде всего привлекали женщины, что согласуется с влиянием внутриутробного развития больше, чем с послеродовым воспитанием (Bradley, Oliver, Chernick & Zuckner, 1998; Diamond & Sigmundson, 1996). В одном из исследований мозг гомосексуалистов сравнивался с мозгом гетеросексуальных мужчин и женщин, и в результате был сделан вывод, что одно из ядер (скоплений нервных клеток) имело большие размеры в мозге мужчин-гетеросексуалов, чем в мозге гомосексуалистов, который в этом отношении скорее походил на мозг гетеросексуальных женщин (LeVay, 1991). Это ядро находится в гипоталамусе, который, как известно, играет важную роль в определении сексуального поведения. Гипоталамус, вероятно, развивается очень рано, и, таким образом, данное различие между гомосексуальными и гетеросексуальными людьми вряд ли вызвано разницей в опыте.
Вопрос происхождения сексуальной ориентации является спорным, и в этой области еще предстоит многое сделать. Значительную часть наиболее важных данных (например: Hamer et al., 1993; LeVay, 1991) необходимо подвергнуть повторной проверке. На данный момент нельзя полностью исключать роль социального окружения, хотя пока она и не подтверждается исследованиями. Напротив, в результате научных изысканий получено множество доказательств врожденности гомосексуальности.
Сексуальная ориентация не является врожденной
Доктор Бейли и я согласны, что действительно существует связь или корреляция между биологическими переменными и сексуальйой ориентацией. Но я предлагаю альтернативную интерпретацию биологических фактов — теорию сексуальной ориентации «экзотическое становится эротическим» (ЭСЭ) (Bern, 1996). См.→
Глава 11. Эмоции
К основным чувствам, которые мы переживаем помимо голода и секса, относятся также эмоции, например удовольствие и гнев. Эмоции тесно связаны с мотивами. Эмоции могут активировать и направлять поведение так же, как и органические мотивы. Эмоции сопровождают мотивированное поведение: секс, например, — это не только мощный мотив, но и потенциальный источник удовольствия. Несмотря на сходство мотивов и эмоций; их следует различать. Одно общее различие состоит в том, что эмоции зарекаются из вне, а мотивы активируются изнутри. То есть эмоции обычно вызываются внешними событиями, и эмоциональные реакции направлены на эти события; мотивы, напротив, чаще вызываются внутренними причинами (нарушением гомеостатического баланса, например) и, естественно, направлены на определенные объекты окружения (такие, как пища, вода или половой партнер). Другое различие между мотивами и эмоциями состоит в том, что мотив обычно вызывается конкретной потребностью, тогда как эмоцию может вызывать множество разнообразных стимулов (подумайте, сколько разных вещей могут вас, например, разозлить). Указанные различия не абсолютны. Иногда мотив может запускаться внешним источником, например когда при виде пищи появляется чувство голода. А дискомфорт, вызванный гомеостатическим дисбалансом — сильным голодом, например, — может вызвать эмоции. Тем не менее мотивы и эмоции достаточно различаются источниками их активации, субъективными переживаниями и влиянием на поведение, чтобы заслуживать раздельного рассмотрения. См.→