Родители и дети меняются ролями
Игра с тренинга "Школа Счастливых родителей"
На тренинге (а теперь уже - курсе вебинаров) "Школа Счастливых Родителей" Марина Константиновна Смирнова предлагает родителям сыграть с детьми в ролевую игру "Меняемся ролями". Представьте, что вы - ребенок, а он - ваша мама или ваш папа (хотя может быть и бабушкой, дядей, - если ему так больше захочется).
Тема игры может быть любая. Важно, чтобы она вписалась в контекст вашей жизни и была интересна вам обоим. Вы можете провести в таком режиме часть дня, или только обед, или полчаса после возвращения домой с прогулки. Можете приготовить вместе ужин, или поиграть в игрушки, или просто поговорить (обсудить в режиме "наоборот" важную для ребенка ситуацию).
Время игры может быть любое, ориентируйтесь на ваши возможности и на интерес. Как правило, чем младше ребенок - тем игра короче по времени. Но если вы увлечетесь и увидите в ней смысл - то вполне можете повторить опыт, описанный ниже.
С.А., зарисовка из жизни
Вечер. Приготовления ко сну. Полине 4,5 года, она укладывает своих кукол спать, долго копается. Ищет всем куклам одеялки, берёт чистые носовые платки. Я долго смотрю на это "безобразие", не выдержав, даю распоряжение.
- Полина, одевай ночнушку. Давай быстрее ложись. Я спать хочу.
Моё умнейшее дитя, продолжая выполнять свою ответственную миссию, спокойно так мне отвечает:
- Мам, почему мне надо всё время делать, как ты хочешь?
Я не нашла что ей на это ответить. Это сначала. Потом я подумала, что умнейшие дети иногда рождаются от умнейших родителей.
Завтра был выходной, и я предложила ей:
- Хорошо, тогда завтра - ТВОЙ ДЕНЬ - живём его как ты хочешь.
Завтра началось с момента, когда мы почти одновременно открыли глаза, и от меня последовал вопрос:
- Полина, мне лежать или вставать?
Мой маленький руководитель, оценив ситуацию, сразу "взяла быка за рога", тем более что бык сам просил.
Дальше описываю вкратце:
Утро до обеда было для меня очень необычным: за меня выбирали как я буду делать зарядку (бегать по квартире боком, и скакать туда-сюда галопом, было оригинально с утра). За меня выбирали, что я буду кушать на завтрак (здесь я порадовалась сама за себя, когда доча выбрала рисовую кашу с молоком, хотя могла бы и бутерброды с колбасой, но было видно она заботилась теперь не только о себе). На финише моего подчинения, мне предложили порцию мультиков (от которых я уклонилась предлогом - постирать одежду к садику, с чем мой добрый руководитель снисходительно согласился). Оставшуюся половину дня, мне приходилось доказывать моему руководителю, что нам просто необходимо навести порядок в квартире, прополисосить и помыть машину. Надо заметить, что мне повезло немыслимо, руководство не "бычилось" и в основном со мною соглашалось. Вечером, конечно, пришлось отдать должное: поиграть в пластмассовый домик, где жили маленькие куколки "Винкс", которые ходили, друг к другу в гости. Затем всё было традиционно, руководство предпочло классически - сказку на ночь, которую мы выбрали вместе.
Что дает такая игра?
- Родителю полезно побыть в "шкуре" своего ребёнка, ощутить на себе его руководство, чтобы лучше понимать, каково ребенку, как он может понимать или не понимать ваши команды.
- Легче увидеть свои наработанные шаблоны, уже усвоенные ребенком. Чему-то порадоваться: мой ребенок уже это знает!, о чем-то задуматься: "Оказывается, я говорю именно так, такими интонациями!"
- Ребенок осваивает роль руководителя, после этого лучше понимает затруднения взрослых. Важно - не давать задачки слишком сложные. Если мама отыграет своего ребенка, когда он совсем попер в дурь, ребенок просто расплачется: "Я не знаю что с тобой делать!" и более в эту игру играть не будет.