Репортажи из Китая
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Мы с Мариной в Китае первый раз, впечатления пока самые светлые.
Китайцы хорошо воспитаны. В самолете пьяными я видел только русских. Они приставали к китайцам, те беззлобно им улыбались: «Дружба!»
Китайцы улыбчивы и им это идет. В среднем очень хорошая физическая форма, толстых практически нет, много очень стройных и симпатичных девушек. Марина говорит, что молодые люди тоже привлекательны.
Восьмичасовой перелет прошел на удивление легко, вошли в пекинское утро бодрыми и свежими.
Аэропорт Пекина больше похож не на один аэропорт, а на огромный город. Несколько совершенно громадных залов, больше похожих на гигантские стадионы. Не всегда мог разглядеть, где зал кончается… Из одной части аэропорта на другую часть мы ехали на электричке (монорельс, курсирует каждые 3 минуты).
Просторно, свободно. Ощущение, что в Китае очень много места и мало народу.
Пока ждал следующего рейса (трансфер Пекин-Далян), делал по аэропорту пробежки, нарезал круги. По Шереметьеву — не побегаешь…
В аэропорту Пекина нет рекламы водки, пива и сигарет. От капитализма здесь чистота и роскошь, от социализма — порядок и дисциплина.
В Даляне нас встретил русский переводчик Алексей, сюда он приехал ненадолго — но остался: тут, говорит, лучше. Города очень плотной застройки, санаторий рядом, красиво, водопад и попугайчики.
Завтра нас начнут лечить.
Очень жду!
Китайские народные пытки
Китайская медицина очень мудрая — тот, кто пройдет через эти процедуры пару раз, больше болеть не захочет.
Все процедуры проходят в военном госпитале. Он большой, открытый и светлый. Светлый — потому что под стеклянной крышей голубого цвета, отчего лица у всех — сизые, я такое раньше видел только в морге. Открытый — потому что ни в какой кабинет двери не закрываются, все открыто, в лучшем случае висит занавесочка. В принципе, все понятно: действительно, ничего нового мы все равно не увидим: больной либо жив, либо лечится, а китайская народная медицина секретов не имеет, потому что ее и без секретов никто понять не может.
Мы с Мариной прошли долгую и очень подробную диагностику. Нас выспросили о всех болезнях и недомоганиях, которые когда-либо с кем приключались, после чего выписали детализированный индивидуальный лечебный курс. Очень любопытно, что у нас с Мариной он оказался одинаковым, хотя у Марины на 500 баксов дороже.
Мне было обещано, что лечебные процедуры повысят защитные силы организма. Не сомневаюсь: когда тебя так мучают, на свою защиту поднимаются все защитные силы организма и возрастают неимоверно.
Вначале нам по полной вкололи иголки, а чтобы не было больно, сверху на иголки поставили банки. Понятно, что после этого об иголках никто уже не вспоминал. Жду, нам были еще обещаны прижигания: дым из ушей дополнит пейзаж до полного конца.
Я понимаю, почему азиаты такие выносливые к боли.
Больше всего улыбаются массажисты. Массаж они делают от души — я думаю, что они так мстят европейцам. Восточные пытки всегда славились изощренностью, тут меня удивляло только то, что все это делалось мне за мой счет и с подробным переводом.
После кровопускания мне показалась очень остроумным приспособлением «Виселица»: сверху свисает интересно сделанная петля с лямочками, в эту петлю надо сунуть свою голову, после этого медсестра сзади скрипит рычагом и начинает отрывать ее от позвоночника. Когда тебе становится совсем хорошо, медсестра встает перед тобой и, легко стукнув сбоку тебе в нос, показывает, что голова теперь крутится без шеи легко в любую сторону. Правда любопытно.
Потом нас положили каждого на свою пароварку, снизу дымился кипяток и нас отпаривали. Мне это очень напоминало кулинарные процедуры, а китайская кухня, как мне объяснила Марина, славится на весь мир наряду с французской. Впрочем, о китайской кухне в следующем письме.
Такие мои воспоминания. Они немного туманны, возможно потому, что, как говорит Марина, во время всех процедур я очень крепко спал.
Утренняя нация и общенародный спорт
Китайцы — утренняя нация, встают рано, в 5-6 часов, и действительно большими группами на улице делают разные зарядки. Сегодня утром я бегал к морю, видел занимающихся цигуном, тай-цы, китайским бадминтоном (вариант с двумя ракетками и вариант ногами, специальным ножным воланом), работу с мечом, у-шу и просто купающихся (хотя море пока холодное).
Йогой никто не занимается, или я не заметил.
Китайский завтрак около 7 часов утра, обед с 11 до 12, ужин не позже 17.00. В 22.00 большинство китайцев спят… М-да. Кстати, самые пожилые встают даже раньше пяти часов, часа в четыре — и устраивают утренние прогулки. Очень полезно для здоровья.
Действительно, почему люди не живут утром? Утром уже светло, всегда тихо и прозрачно. Самые светлые и красивые мысли приходят утром, ощущение начала жизни — утреннее ощущение.
Автобусы в Даляне начинают ходить с 5 утра, оканчивают свою работу рано — какие-то номера уже в 19.00, какие-то еще бегают до 21.30. И все. После только такси (кстати, очень дешевые).
Я пока не очень понял, насколько это разболтанность или спортивность: очень много китайцев во время ходьбы широко машут руками. Похоже на разболтанность, но в других случаях совершенно явно, что они делают зарядку, когда гуляют: делают специальные махи руками, поднимают ноги, поют или мычат…
На автобусной остановке они могут поднять ногу на поручень и делать растяжку.
Гуляли с женой, пришли к выводу: растолстевшие мужчины все-таки иногда встречаются, женщины — нет. Аплодисменты!
У нации есть будущее — нацию творят женщины, а тут, в Китае, бегущих в спортивном варианте женщин я видел больше, чем мужчин. Мама идет рядом с сыном, на ходу поднимает высоко ноги, делает махи, сын за нею это повторяет… У нас чаще одергивают: «Иди спокойнее!» и на ходу ругают. А сын за мамой это повторяет…
Курящих женщин в Китае нет, иначе у такой женщины практически нет шансов выйти замуж. И это при том, что девушки здесь скорее в дефиците, рождается большие мальчиков и женщины могут выбирать, за кого из достойных мужчин ей выйти замуж.
Так спортивно китайцы живут уже много столетий, а возможно и несколько тысяч лет…
Китайская свадьба
На пляже видели красоту, представьте…
Голубое море как фон, желтый песок как основание картины, а на этом песке сидит пара, взявшись за руки. Она — в белом свадебном платье, платье широкими волнами стелется по песку, окружая невесту щедрой кружевной пеной, ее рука в белой перчатке протянута ему, он, в красивом, также белом, костюме, стоя на одном колене и склонив голову, целует ей руку… Она легла на песок, платье, как бутон, еще шире раскрылось вокруг нее, жених лег на песок так, что они стали стрелками на часах — продолжая ее линию, голова к голове.
Да, это было похоже на постановочную фотосессию. Да, несколько фотографов действительно их фотографировало. Но это были — не актеры, а простые жених и невеста в обычном ритуале китайской свадьбы.
В Китае свадьбу делают не как у нас, в России.
Пара устраивает себе праздник, а точнее серию праздников — заранее, в волшебном белом платье невеста рядом со взволнованным женихом может сколько угодно раз (и дней) кататься по городу в кабриолете, делая снимки и на пляже, и в горах, и у памятников, в результате чего собственно к свадьбе вся торжественно-съемочная часть уже полностью готова и гостей ждет красивый фото-стенд с фотографиями жениха и невесты. Это удобно хотя бы тем, что после этого никто из гостей не перепутает, кто здесь жених и невеста.
А сама свадьба здесь простая. Одежда у гостей не торжественная, а обычная — джинсы, все собираются рано утром у надувной красной поздравительной арки. Жених и невеста быстро расписались, постреляли фейерверк, все гости быстро поели, жених и невеста раздали всем красные конвертики с подарками, тут же люди начинают прощаться…
Я видел такую оперативную свадьбу с балкона гостиницы — и даже не успел сфотографировать. Жених и невеста ушли, на месте торжества сразу стали подметать мусор. И все пошли на работу.
Китайская кухня
Выглянул в окно — обалдел. Три официантки идут в кафе — как бы вы думали? Друг за другом, строем, в ногу. Успел немного со спины сфотографировать.
Обычно я рестораны не люблю: там приходится сидеть и долго ждать. К китайским ресторанам, оказывается, это не относится никак — тут все делают быстро и очень быстро. Правда, нужно учесть, что вот-вот в Китае начнется Олимпиада, поэтому в Даляне туристов почти нет, рестораны пустуют, но главное в другом: здесь очень быстро готовят. К особенностям китайской кухни относится то. что долго здесь ничего не варят и не жарят: нарезают все очень мелко и обжаривают мгновенно, так что внутри может быть приятная хрустинка. А еще — вы не поверите — здесь в кафе официанты бегают. К тебе — бегут. От тебя с заказом — бегут. Они не стоят и не ходят, они бегают все время, пока работают!
Хм, может предложить такой формат работы нашей любимой группе поддержки в Мещере? Кто окажется шустрее: китайцы или мы?
Основное, что нужно знать про китайскую кухню: здесь все блюда — большие. Очень большие. Если вы закажете себе суп, вам принесут не тарелку, а таз с супом. Услышьте — не большую тарелку, даже не тазик, а настоящий таз. Представили? На здоровье!
Смысл здесь где-то такой, что еда — лучший повод для общения. Поэтому обычно китайцы идут есть группой, каждый заказывает какое-то одно блюдо, и все с этого общего стола едят кто что хочет.
И как кто хочет — китайцы едят с удовольствием и свободно: разговаривают, причмокивают (вкусно!), в ресторане нормально почистить яйцо прямо на скатерть…
Китайские повара — свободные и творческие люди. Если вам понравилось какое-то блюдо, вы можете заказывать его каждый день, каждый раз при одном и том же названии и цене блюдо будет не похоже на то, что вы ели в прошлый раз: его готовят каждый раз по-разному.
В отличие от японской кухни, где главное — сохранить естественность продукта, главная задача китайских поваров сделать из исходника нечто, максимально от него отличающееся. Неузнаваемое. Это мудро. Чтобы вы ни заказали: жареных морских червей, вареную лягушку с соусом или медузу в уксусе, вы все равно не поймете, из чего все это сделано. Не парьтесь и приятного аппетита!
Главный принцип китайской кухни — наличие пяти вкусов: на столе обязательно должно быть что-то горькое, острое, кислое, соленое и сладкое. Помидоры — это фрукт: мы видели пирожные с помидорами.
А в результате это почти всегда очень острые блюда, пусть это свежий верблюжий горб, утка «По-гуаньдуньски» или жареный страус в духовке на противне. Спасение всего — простой белый рис. Без всего. Добавляя его в любые китайские специи, у вас всегда есть шанс получить в результате вполне нормальное блюдо!
Как легко сделать доброе дело
В жизни всегда есть место творчеству, а китайская кухня мне сильно напоминает творения современных модельеров: в принципе, этим пользоваться можно, но для нормальных людей это приспособлено мало. Марина заказала утку «по гуаньдуньски» — по-моему, звучит достойно. Эту утку вообще заказывают все приезжие: ну как же не заказать утку «по гуаньдуньски»? Я уже знал, что любое китайское блюдо делается не на одного, а на «маленькую такую компанию», и когда издалека увидел официанта, несущего огромное блюдо, я понял, что нам предстоит. И ошибся. Представьте себе красоту: огромное овальное блюдо с серебристым кружевом воздушной вермишели… Я сразу вспомнил Новый год, такое оно было празднично-сверкающее. И отдельно на маленьких тарелочках к этому чуду были предложены тоненькие блинчики, соус, огурец и луковые перышки. Что касается утки… В предвкушении трапезы мы ткнули вилками в эту тушку — и наши вилки провалились в пустоту… Видите ли, это блюдо предполагает, что у утки очень вкусная шкурка. Если у утки вырезать все мясо и оставить очень тонкую, почти прозрачную, но очень жирную шкурку — конечно, это гуаньдуньская мечта любого китайца. А что было красиво, под шкурку повар набивает что-то серебристое, по виду похоже на новогодние украшения, а по вкусу — на пережаренную рисовую лапшу, но без всякого вкуса. Жирную шкурку мы есть ее не стали, а хрустящую лапшу съели. Позже нам сказали, что вообще-то ее не едят. Приятного аппетита! Такие блюда создаются не для еды — они будоражат воображение и развивают чувство юмора у непосвященных. А также дают повод не относиться к себе чересчур серьезно.
Это не значит, что мы прекратили исследование особенностей китайской кухни, но после этого Марина несколько дней тихо сидела за своим компьютером и что-то секретно писала, подглядывая в свою тетрадку. Я делал вид, что ничего не подозреваю. Вы не поверите, что она задумала и сделала: она сделала описание всех (основных) блюд нашего ресторана с комментариями, на что это похоже и что стоит заказывать русскому человеку, а что выходит за его природные возможности. Организаторы это оперативно распечатали, раздали нашим согражданам, и мы уже слышали: «Ну уж, теперь я без этой бумажки в ресторан не хожу!»
Не сложно, а людям помогли. Как легко сделать доброе дело!
Немного обо всем
Вот вы не знаете, а в Китае никакого Пекина нет. На его месте есть город Бейджин, так и пишется, и говорится. Вообще с названиями городов бывает любопытно. Собственно, мы основное время были в Даляне: замечательный курортный город, аналог нашего Сочи. Вообще-то изначально и исторически это наш город Дальний, китайским он стал не очень давно, поэтому пагоды мы фотографировали не там, а в аэропорту города Бейджина. Так вот, во время экскурсии по вечернему Даляню я некоторое время не мог понять переводчика, почему он все время рассказывает нам про Торренский политический университет и другие торренские достопримечательности. Оказалось, китайский город Далянь произносится по-китайски как Торрен. Вы понимаете, это очень похоже.
Я почему-то думал, что Китай полностью заполнен населением, в нем тесно и вообще Китай перенаселен. Ничего подобного, по крайней мере пока. Страна просторная, места свободного — море, другое дело, что в серединном Кита— степи, делать там особо нечего и жить там не очень интересно. Поэтому все живут на красивом побережье, и вот там — да, народ теснится.
Все китайцы какие-то неофициальные. Даже на работе — улыбаются и дружат, какие-то братско-сестринские отношения без кокетства, интриг и пижонства. Интересно. По улицам ходят свободные, ненапряженные, мотают руками — и, кстати, походки скорее разболтанные, некрасивые. Пописать на улице — без проблем. Отошел пару метров на газон, пристроился рядом с кустиком — и хорошо. Присела рядом с кустиком, пописала и пошла дальше с внуком по магазинам. А что такого? Да, свобода и раскрепощенность имеет разные стороны…
Мужчины-китайцы совсем не разыгрывают из себя мачо, а вот китаянки достаточно боевые.
В китайских семьях вечером, после работы, уставшая жена садится на диванчик и открывает интересный журнал. Имеет право. А мужчина идет на кухню и готовит: ведь он же — мужчина? А также стирает, убирает и делает всю остальную мужскую работу по дому.
Дети в школе учатся с 7 утра до 7 вечера… Заходят в школу, ворота запираются, вечером их выпускают. Родители спокойны, государство уверено в будущем… Любопытная китайская традиция: после школы те, кто идет учиться в институт, практически поголовно уезжают из родного города куда-то совсем в другой город подальше. Типа надоело, хочется оторваться на свободе. Свободы, впрочем, и в институте особенно никакой — учеба и общежитие, все, но тем не менее, повторю: после школы выпускник решает вначале, в каком городе он теперь хочет жить, а после придумывает, в каком институте и чему в этом городе он будет учиться.
Что касается коррупции, то в учебных заведениях ее нет: никаких зачетов не купишь, учись. А вот в правоохранительных органах ситуациях более разнообразная. Интересно, тут Китай обгоняет Россию или Россия — Китай?
Последние записки
В начале лечебных процедур я еще не был так мудр и не знал, что проходит все: теперь я это знаю. Конкретно: есть третий и четвертый день лечения, которые надо просто пережить. Те, кто остались после этого в живых, много улыбаются и им уже ничего не страшно. В каратэ это называется «набить поверхности» — мышцы и кожа становится нечувствительны к боли. Действительно, позже это произошло, но у меня остались сумеречные записи тех дней. Читайте!
«Сегодня я видел, как дымилась моя жена… Испугаться я не успел, а потом понял, что это прижигания.
Прижигания — это еще не самое страшное. А вот получасовой энергичный массаж на свежих синяках — это круто…
Мне кажется, что врачи и массажисты очень высокого мнения обо мне, точнее о моей способности держать болевую нагрузку.
Может, им доплатить еще денюжек, чтобы они не делали так больно? Стал изучать статьи в Психологосе «Работа с болью» — должно же быть где-то от этого спасение? Любопытно, коллеги рекомендуют «перевоплощение»: имеется в виду забыть, что я – это я и прикинуться например, лампочкой. Не знаю, тут любая лампочка треснет. Другая рекомендация интереснее: изменить направление взгляда. Человек, погружающийся в ощущения, смотрит вправо вниз. Чтобы выйти из ощущений, надо смотреть влево вверх. Обязательно попробую: я понял, куда завтра у меня полезут глаза из орбит…
Наши уши долго мяли, а потом вставили в них по десятке маленьких заклепок, так что мы стали похожими на молодых металлистов. И отпустили, чтобы мы с этим жили. Через два дня все это стало отваливаться — не уши, а пока только заклепки.
К сожалению, больше засыпать во время процедур уже не удается, и если удается поднять голову из дырки массажной кушетки, можно отнестись ко всему эстетически. Например, жена с иголками напоминает осеннего ежика.
"А я ежиков — люблю!"
Смысл в наших страданиях — точно был. Марина определенно похорошела, стала совсем спокойная и нежная на ощупь.
Ну что же, пора уезжать. День отъезда — плотный туман, не видно ничего. Куда мы сможем улететь в такой туман? В даляньском аэропорту на больших экранах показывают фрагменты из фильмов ужасов и убеждают, что в полете будет не менее интересно…
С благодарностью вспоминаем руководителей фирмы Соната — Татьяну и Наталью, славных переводчиков и милых людей Наташу и Алексея, а также страшного доктора Джоу, который сделал нас еще более здоровыми.