Ребенок ворует. Советы родителям дошкольников
Редактор статьи: Н.И. Козлов (по материалам разных специалистов)
Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было».
Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.
Малыши
Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» — «не моя». Ребенок постарше (четыре — шесть лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял, причем цена вещи при этом для него роли не играет.
Взрослые обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь дорогая, и гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь — пластмассовая игрушка, например. Уважаемые взрослые, будьте последовательны: или поднимайте шум по поводу пластмассовой игрушки, если вас волнует собственно кража, или с пониманием отнеситесь к краже дорогой вещи — если понимаете, что это еще не кража, а просто импульсивное поведение маленького ребенка.
Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?
Самое главное — отнеситесь к этому спокойно: все бывает. Если вы удивляетесь нелогичности поступков дошколят «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?», то вы сами от этих дошколят мало чем отличаетесь. Они не думают, когда берут чужое, а вы не думаете, когда на них сердитесь за это. И то, и другое — простые автоматизмы. Если поумнеете вы, вы не будете сердиться и удивляться: вместо этого вы будете думать, что здесь можно сделать.
Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Очень может быть, что не произошло ничего: например, малыш просто поменялся с другим ребенком. Если же игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача, то стандартный вариант — без всякого ругания нужно придти вместе с ребенком туда, где он взял эту игрушку, чтобы он там открыто игрушку вернул и попросил прощения, что сделал это без спроса. Прекрасно, если ребенок поймет, что если попросить, то эту игрушку ему иногда могут и подарить.
Немного другой случай, если выяснилось, что игрушка или вещь — собственность другого ребенка. Тут важно разобраться в нюансах ситуации. Например, принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена?
Если ребенок не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вы осуждаете произошедшее, вещь нужно вернуть прилюдно, чтобы он сделал это лично, как бы ни было это неприятно. Да, это неприятно, но в нашей семье так не поступают, это плохой поступок.
Если же малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо, и помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений: лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Хорошо, если вы подскажете сделать компенсацию, а именно ребенок может предложить какую-то из своих игрушек насовсем или на время.
Что делать, если дошкольник берет дома деньги?
Снова, как обычно — вначале нужно выяснить, зачем они ему понадобились. Возможно, он покупает на них какие-то мелочи или сладости и раздает другим детям. Причина — желание привлечь симпатии сверстников, купить их расположение. Объясните ему, что этот способ приобрести друзей — вовсе не самый надежный. Если вы понимаете, что ребенок действительно испытывает проблемы в установлении контактов, помогите ему — организуйте дома детский праздник и т. д.
Другой вариант: ребенок может отдавать взятые дома деньги во дворе детям постарше — по наивности или под угрозами. Это уже вымогательство, и его следует решительно пресекать. Ребенку же объяснить, как себя вести в случаях, если у него что-то просят или требуют: как ответить, к кому обратиться за помощью и т.д.
Не останавливайтесь на собственно проступке, поскольку то, что произошло — это подходящий момент для того, чтобы поговорить с ребенком об отношении к деньгам вообще: их могли откладывать на какую-то покупку или рассчитывали, чтобы их хватило до предстоящей зарплаты и т.д.
С другой стороны — уберите деньги из зоны доступности. В некоторых семьях деньги (ну, пусть небольшие) просто разбросаны по разным местам квартиры, но если вы провоцируете ребенка брать мелкие суммы, вы все равно подталкиваете его к воровству. Пока поведение ребенка импульсивно — убирайте с глаз то, что будет его провоцировать.
Однако самое важное — задуматься не о том, чтобы ребенка ничего не провоцировало воровать, а начать заботиться о том, чтобы воровство для ребенка стало личностно недопустимым. Здесь первое — твердое понимание «Я — не вор! Воровать — нельзя!», полный внутренний запрет, внутренняя недопустимость воровства. А второе — развитие воли, умение сдерживать свои импульсы и желания. Ребенок может все знать и понимать, но если он не может себя сдерживать, его руки будут тянуться к деньгам как будто сами... А как развивать волю у ребенка? Тут помните главное — если ребенок не умеет и не привык слушаться вас, он не сможет слушать и себя. Воля — это твердый голос отца, который звучит в душе ребенка, и формирование воли начинается с порядка и дисциплины в семье. Как у вас с этим?
Комментарии (4):
Здравствуйте, моей дочке 3 годика. В садике начала брать чужие вещи. Что делать как объяснить?
Гость, бесплатную консультацию вы можете получить в Университете практической психологии https://www.univer-pp.ru/bk1/.