Психотерапия как мировоззрение
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Есть психотерапия как род занятия и есть психотерапия как мировоззрение. Эта статья — о психотерапии как о мировоззрении, о психотерапии как о жизненной установке. Фундамент этой установки — человек слаб и беспомощен, больной или скоро заболеет. Задача этой установки — уберечь человека от нагрузок и напряжений, создать ему покой и максимально комфортные условия жизни.
Что-то из серии: «Надень шапочку и повяжи шарфик — простудишься!».
Психотерапевт знает, что пессимист — это хорошо информированный оптимист, и если верит в лучшее, то только от безысходности. В его картине мира жизнь сложна, а нас всегда окружает стресс: нагрузки на работе сопровождаются неизбежными конфликтами в семье, в условиях распада института семьи прочные отношения невозможны, любую пару ждут периодические кризисы, накладывающиеся на возрастные кризисы неизбежные в жизни каждого человека. В такой напряженной обстановке здоровых людей нет, свои эмоции контролировать невозможно. С каждым годом рождается всё большее количество больных детей, все дети подвергаются информационным перегрузкам, подростков окружает наркотики и порнография. Как специалист, психотерапевт видит, как тяжело двигаться вперед по жизни: клиентам мешают: травма рождения, негативные сценарии, родительское программирование, мышечный панцирь и эмоциональные блоки.
У вас еще сохранилось желание жить?
Проблемы есть у всех, а те люди, которые думают, что у них проблем нет — люди с наибольшим количеством проблем, закрывшиеся в свою скорлупу не только от других, но и от себя. Психотерапевт знает, что вкладывать душу в свою работу опасно, что всех учителей, врачей и его коллег-психотерапевтов при таком уровне нагрузок рано или поздно ждет эмоциональное выгорание, пустота в душе и депрессия... Он знает это по собственному опыту.
Если клиент приходит с жизненными целями и вопросом как их достигнуть, психотерапевт будет интересоваться, зачем ему вообще это нужно, но не для того, чтобы клиент более точно определил свою цель, а на случай — а вдруг можно всё это не делать и себя не напрягать? Если клиент всё-таки чего-то достигать настроен, то лучше откоучить его так, чтобы он поставил цель более реалистичную, то есть не такую большую, а поменьше. И обязательно проверить на экологичность — чтобы в процессе достижения этой цели мы кого-то не перенапрягли.
Если клиент делает что-то дурное, то психотерапевту понятно, что 1) в этом виноваты психотравмы, 2) это делает не сам человек, а одна из его субличностей, 3) всё, что делает человек, ему диктует его бессознательное, 4) человек сделал лучший выбор из всех для него возможных. Так или иначе, с самого клиента здесь спроса нет.
Если клиент ленится, отвлекается и никак не начинает делать что следует, значит: 1) у клиента неправильные, не его, навязанные социумом цели, 2) виноваты субличности, 3) нужно поработать со страхами, 4) клиенту не хватает ресурсов и обязательно нужно отдохнуть.
Чтобы сейчас же что-то сделать, необходимо ресурсное состояние, а ресурсное состояние приходит, когда в бессознательном есть нужная установка. Чтобы бессознательное получило эту установку, необходимо разобраться со своими истинными намерениями, после чего погрузиться в медитацию и в деталях представить искомый результат. Если это не помогает, нужно коллапсом якорей прекратить внутренний диалог и начать договариваться со своим бессознательным. В случае, если бессознательное не отвечает, нужно уйти в випассану дней на семь и договариваться с бессознательным на более поздний срок. Как правило, после этого что-то сделать обязательно получается.
Если ребёнок смотрит телевизор и не откликается на просьбу родителей, психотерапевту очевидно, что родители потеряли контакт с ребеёнком. Для установления контакта с ребёнком психотерапевт порекомендует проявлять к ребёнку больше внимания, больше с ним общаться, расспрашивать про его чувства, играть в его игры и ни в коем случае не разрушать хрупкий контакт родительскими требованиями. Если ребёнок забросил уроки и рубится в компьютерные игры, понятно, что у ребёнка низкая самооценка, отсутствие веры в себя, в возможность реализовать себя в школе и отсюда — мотивация избегания. Видимо, родители недостаточно поддерживают ребёнка в его стремлениях и должны его больше хвалить. Если в процессе подобных взаимодействий ребёнок начинает больше скандалить и посылать родителей куда подальше, это говорит о позитивных изменениях в психике ребенка: в процессе самоидентификации ребёнок обретает уверенность в себе и способность принимать свои собственные решения.
Если хотите знать моё отношение, скажу легко:
- Если кто-то из моих студентов будет писать работы в духе подобного мировоззрения, диплом УПП он не получит. Выпускники УПП подобной глупостью, граничащей с вредительством, не занимаются.
- Как приправа к блюду, в малых дозах это бывает полезно. 20/80 — такое соотношение допустимо. 20% — подобная психотерапия, 80% — здоровая психология, психология роста и развития. Вот такой синтон-подход нам нравится!