Психологические основы нравственности
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
ПорÑдочным людÑм хочетÑÑ, чтобы люди были более порÑдочными: не крали чужое, не предавали друзей, не броÑали детей, чтобы заботилиÑÑŒ о близких и уважали дальних. ЕÑли мы живем там, где разумное законодательÑтво, Ñправедливый Ñуд и, Ñамое главное, ÑледÑщие за каждым шагом каждого человека видеокамеры Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ проÑто ÑоÑеди, жизнь приобретает вполне приличные очертаниÑ. Ðо на что можно надеÑÑ‚ÑŒÑÑ, еÑли мы хотим, чтобы люди Ñами желали доброго и не делали злого, чтобы Ñто шло у них изнутри? Каковы возможные пÑихологичеÑкие оÑновы нравÑтвенноÑти?
Ð’ обыденном Ñознании Ñамым надежным ÑредÑтвом ÑчитаетÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ðµ воÑпитание, чтобы за отÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ порÑдочного Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ° неотÑтупно грызла ÑовеÑÑ‚ÑŒ и мучило чувÑтво вины. "РеÑли знаешь, что по твоей вине человек умер. От такого чувÑтва вины никогда не избавишьÑÑ" - убежденно пишет один из читателей ПÑихологоÑа. Он убежден, как можно догадатьÑÑ, не только в том, что от чувÑтва вины в такой Ñитуации не избавишьÑÑ, но и в том, что избавлÑÑ‚ÑŒÑÑ Ñ‚ÑƒÑ‚ и нельзÑ, Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñтавить такую задачу.
Ðналогичен ÑмыÑл отзыва на Ñтатью "ЧувÑтво вины": "Каким оптимизмом веет от Вашей Ñтатьи! ОказываетÑÑ Ñ‡ÑƒÐ²Ñтво вины не нужно людÑм, которые разрушили Ñудьбы, броÑили детей, обокрали друзей! КлаÑÑно, проÑтить ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ жить дальше! РпоÑтрадавшие пуÑÑ‚ÑŒ читают другие Ñтатьи, где их научат правильно переживать и дарить прощение".
К Ñожалению, вÑе Ñложнее. ЕÑÑ‚ÑŒ люди, которые делают гадоÑти и не чувÑтвуют при Ñтом никакого чувÑтва вины (Ð¡Ð°Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑторичеÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ - Сулла, Ñамый кровавый император Рима, тиран, вÑÑŽ жизнь Ñчитавший ÑÐµÐ±Ñ Ñамым ÑчаÑтливым человеком на Ñвете).
ЕÑÑ‚ÑŒ люди, который живут чеÑтно, но при Ñтом иÑпытывают чувÑтво вины чаÑто, а то поÑтоÑнно... К Ñожалению, воÑпитание чувÑтва вины Ñамо по Ñебе еще ничего не гарантирует. ИÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‚, что Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð¾ÑÑиÑн чувÑтво вины очень характерно, при Ñтом нравÑтвенное ÑоÑтоÑние Ñовременного роÑÑийÑкого общеÑтва находитÑÑ Ð½Ð° Ñтадии деградации.
Ð’ Ñтранах, где Ñ Ð½Ñ€Ð°Ð²ÑтвенноÑтью и порÑдочноÑтью людей ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ благополучна, Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñ€ÐµÑˆÐ°Ð»ÑÑ Ð½Ðµ привитием чувÑтва вины, а разумным законодательÑтвом и жеÑткой ÑиÑтемой его ÑоблюдениÑ, как, например, в Сингапуре. Ð’ результате люди проÑто привыкают жить порÑдочно, Ñкоро понимают (видÑÑ‚ воочию) ÑмыÑл порÑдочноÑти и Ñами начинают транÑлировать нормы порÑдочноÑти.