Психологические основы нравственности

01 января 2006 г. в 08:52

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Порядочным людям хочется, чтобы люди были более порядочными: не крали чужое, не предавали друзей, не бросали детей, чтобы заботились о близких и уважали дальних. Если мы живем там, где разумное законодательство, справедливый суд и, самое главное, следящие за каждым шагом каждого человека видеокамеры наблюдения и просто соседи, жизнь приобретает вполне приличные очертания. Но на что можно надеяться, если мы хотим, чтобы люди сами желали доброго и не делали злого, чтобы это шло у них изнутри? Каковы возможные психологические основы нравственности?

В обыденном сознании самым надежным средством считается такое воспитание, чтобы за отступления от порядочного поведения человека неотступно грызла совесть и мучило чувство вины. «А если знаешь, что по твоей вине человек умер. От такого чувства вины никогда не избавишься» — убежденно пишет один из читателей Психологоса. Он убежден, как можно догадаться, не только в том, что от чувства вины в такой ситуации не избавишься, но и в том, что избавляться тут и нельзя, нельзя даже ставить такую задачу.

Аналогичен смысл отзыва на статью «Чувство вины»: «Каким оптимизмом веет от Вашей статьи! Оказывается чувство вины не нужно людям, которые разрушили судьбы, бросили детей, обокрали друзей! Классно, простить себя и жить дальше! А пострадавшие пусть читают другие статьи, где их научат правильно переживать и дарить прощение».

К сожалению, все сложнее. Есть люди, которые делают гадости и не чувствуют при этом никакого чувства вины (Самая известная историческая личность — Сулла, самый кровавый император Рима, тиран, всю жизнь считавший себя самым счастливым человеком на свете).

Есть люди, который живут честно, но при этом испытывают чувство вины часто, а то постоянно... К сожалению, воспитание чувства вины само по себе еще ничего не гарантирует. Исследования показывают, что для россиян чувство вины очень характерно, при этом нравственное состояние современного российского общества находится на стадии деградации.

В странах, где с нравственностью и порядочностью людей ситуация более благополучна, вопрос решался не привитием чувства вины, а разумным законодательством и жесткой системой его соблюдения, как, например, в Сингапуре. В результате люди просто привыкают жить порядочно, скоро понимают (видят воочию) смысл порядочности и сами начинают транслировать нормы порядочности.

Файлы:
  • Нравственное воспитание
  • Нравственность
  • Разум и чувства
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2012 г.
Нравственное состояние современного российского общества
На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. - "моральная деградация"; используются разработанные количественные показатели - индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.
19 апр. 2014 г.
Нравственное воспитание: кто, как, зачем?
Нравственное воспитание — формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. 
01 янв. 2005 г.
Нравственность: система запретов или путеводная звезда?
Нравственность — внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. 
01 янв. 2006 г.
Порядочность
Порядочный человек следует тем нормам, которые приняты уважаемыми людьми в его окружении: соблюдает закон, чтит традиции, выполняет договоренности. 
01 окт. 2022 г.
Развитие нравственных ориентиров
Это двухмерный мир: есть строго хорошие качества, люди, поступки, есть строго плохие. Честность, смелость, порядочность - закладываются на этом этапе: врать - всегда плохо, говорить правду - всегда хорошо. Ребенок говорит правду - и в этом проявляется его личность. Поступает смело - личность. Струсил, бросил в беде друга, наврал маме, побоялся признать свои ошибки - как личность себя не проявил. Спрашивают - за мотивы и за процесс: поступает честно.
31 дек. 2009 г.
Сингапур: тотальный контроль во имя процветания
"Сингапур — это молодая страна с небольшим населением: три миллиона жителей, в основном китайцы. Воспользовавшись этой редкой ситуацией. Ли Куан Ю / Lee Kuan Yewm [р. 1923, премьер-министр с 1959 по 1990 год] попытался создать первое государство-компьютер. Как он сам говорит: «Сингапурцы — это электронные чипы огромного компьютера, Сингапурской республики». Ли Куан Ю — прагматик. Начал он с защиты свое­го маленького Диснейлэнда создани­ем высокотехнологичной армии, во­оруженной по последнему слову науки, от больших завистливых и агрессивных соседей, Малайзии (20 миллионов жителей) и Индонезии (200 милли­онов жителей). Это — внешняя политика. ;;