Психологические основы нравственности

01 января 2006 г. в 08:52

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Порядочным людям хочется, чтобы люди были более порядочными: не крали чужое, не предавали друзей, не бросали детей, чтобы заботились о близких и уважали дальних. Если мы живем там, где разумное законодательство, справедливый суд и, самое главное, следящие за каждым шагом каждого человека видеокамеры наблюдения и просто соседи, жизнь приобретает вполне приличные очертания. Но на что можно надеяться, если мы хотим, чтобы люди сами желали доброго и не делали злого, чтобы это шло у них изнутри? Каковы возможные психологические основы нравственности?

В обыденном сознании самым надежным средством считается такое воспитание, чтобы за отступления от порядочного поведения человека неотступно грызла совесть и мучило чувство вины. "А если знаешь, что по твоей вине человек умер. От такого чувства вины никогда не избавишься" - убежденно пишет один из читателей Психологоса. Он убежден, как можно догадаться, не только в том, что от чувства вины в такой ситуации не избавишься, но и в том, что избавляться тут и нельзя, нельзя даже ставить такую задачу.

Аналогичен смысл отзыва на статью "Чувство вины": "Каким оптимизмом веет от Вашей статьи! Оказывается чувство вины не нужно людям, которые разрушили судьбы, бросили детей, обокрали друзей! Классно, простить себя и жить дальше! А пострадавшие пусть читают другие статьи, где их научат правильно переживать и дарить прощение".

К сожалению, все сложнее. Есть люди, которые делают гадости и не чувствуют при этом никакого чувства вины (Самая известная историческая личность - Сулла, самый кровавый император Рима, тиран, всю жизнь считавший себя самым счастливым человеком на свете).

Есть люди, который живут честно, но при этом испытывают чувство вины часто, а то постоянно... К сожалению, воспитание чувства вины само по себе еще ничего не гарантирует. Исследования показывают, что для россиян чувство вины очень характерно, при этом нравственное состояние современного российского общества находится на стадии деградации.

В странах, где с нравственностью и порядочностью людей ситуация более благополучна, вопрос решался не привитием чувства вины, а разумным законодательством и жесткой системой его соблюдения, как, например, в Сингапуре. В результате люди просто привыкают жить порядочно, скоро понимают (видят воочию) смысл порядочности и сами начинают транслировать нормы порядочности.

  • Нравственное воспитание
  • Нравственность
  • Разум и чувства
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Нравственное состояние современного российского общества"
01 янв. 2012 г.
На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. - "моральная деградация"; используются разработанные количественные показатели - индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.
22Подробнее →
Картинка к "Нравственное воспитание: кто, как, зачем?"
19 апр. 2014 г.
Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Раньше говорили проще: "воспитание нравов", отсюда и название. Кто занимается поддержанием или воспитанием нравственности? Те, кому это интересно или выгодно. История человечества помнит многих людей, которые задали достаточно высокую планку нравственной жизни: это и основатели мировых религий (Христос, Магомет, Будда), и множество достойных людей, которые делали это просто потому, что считали это своим личным долгом. Назовем только тех, кто лучше знаком нашим читателям: Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Лютер Кинг, Махатма Ганди, Мать Тереза, в России - Серафим Саровский, Лев Толстой...
Картинка к "Нравственность: система запретов или путеводная звезда?"
01 янв. 2005 г.
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Детям нравственность не свойственна: понятие "добро" для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции "нравится" - "не нравится", и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.
Картинка к "Порядочность"
01 янв. 2006 г.
Порядочный человек следует тем нормам, которые приняты уважаемыми людьми в его окружении: соблюдает закон, чтит традиции, выполняет договоренности. Порядочные люди предсказуемы, их слова и обещания не расходятся с делом, они могут отвечать за себя, и вы можете на них положиться. "Всякое истинное совершенство неотделимо от правильного образа жизни". Порядочный человек обычно ведет упорядоченный, достаточно здоровый образ жизни. Порядочность исключает подставы. Порядочность предполагает думать не только о себе, но и о тех, кого ты уважаешь.
Картинка к "Развитие нравственных ориентиров"
01 окт. 2022 г.
Это двухмерный мир: есть строго хорошие качества, люди, поступки, есть строго плохие. Честность, смелость, порядочность - закладываются на этом этапе: врать - всегда плохо, говорить правду - всегда хорошо. Ребенок говорит правду - и в этом проявляется его личность. Поступает смело - личность. Струсил, бросил в беде друга, наврал маме, побоялся признать свои ошибки - как личность себя не проявил. Спрашивают - за мотивы и за процесс: поступает честно.
Картинка к "Сингапур: тотальный контроль во имя процветания"
31 дек. 2009 г.
"Сингапур — это молодая страна с небольшим населением: три миллиона жителей, в основном китайцы. Воспользовавшись этой редкой ситуацией. Ли Куан Ю / Lee Kuan Yewm [р. 1923, премьер-министр с 1959 по 1990 год] попытался создать первое государство-компьютер. Как он сам говорит: «Сингапурцы — это электронные чипы огромного компьютера, Сингапурской республики». Ли Куан Ю — прагматик. Начал он с защиты свое­го маленького Диснейлэнда создани­ем высокотехнологичной армии, во­оруженной по последнему слову науки, от больших завистливых и агрессивных соседей, Малайзии (20 миллионов жителей) и Индонезии (200 милли­онов жителей). Это — внешняя политика. ;;