Психологическая защита личности по Бруно Беттельгейму

01 октября 2022 г. в 21:43
По материалам статьи Максимова М., На грани - и за ней. Поведение человека в экстремальных условиях, журнал «Знание–сила», 1988 г, N 3, c. 73-79., источник vikent.ru

«Осознание собственных поступков не могло их изменить, но их оценка давала какую-то внутреннюю свободу и помогала узнику оставаться человеком... Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой - в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему»

Бруно Беттельгейм

«Самое общее правило - создать вокруг себя Область Автономного Поведения. Область, внутри которой можно самостоятельно совершать поступки и нести за них ответственность. Эту область ты тоже выбираешь сам, исходя из склада характера. Это может быть очень маленькая область.

Перескажу ещё раз эпизод из лагерной жизни […] Беттельгейм, ещё совсем новичок, сидя в столовой, брезгливо оттолкнул от себя миску с баландой. Его сосед, «старичок» - так в лагере называют заключённых с большим стажем, - дал ему совет: «Если хочешь быстро сдохнуть, тогда можешь не есть. Но если ты решил выжить, то запомни: во-первых, ешь всякий раз, когда дают есть, во-вторых, спи или читай, когда предоставится свободная минута, и, в-третьих, чисти зубы по утрам». «Старичок» перечислил ему почти всё, что в лагере не заставляют делать. Поэтому чистка зубов по утрам может быть поступком. Самое важное: поступки - не только то, что мы делаем. Это то, что делает нас. Это формообразующее средство […]

И ещё - всякая Область Автономного поведения хороша, но некоторые - в особенности. Беттельгейм рассказывает о двух филателистах, с которыми он вместе сидел. Они, конечно, очень быстро нашли друг друга и, улучив минутку, страстно обсуждали свои коллекции. Первое время это увлечение давало им возможность сопротивляться лагерю. Но постепенно действие этого средства стало ослабевать - ведь коллекции-то остались дома. А всего, что находится вне лагеря, - не существует. Судьба этих двух филателистов трагична. Они не смогли больше черпать силы из этого источника, дружба их расстроилась, и вскоре они погибли.

А вот научная работа Беттельгейма в лагере - это пример совсем другой деятельности. Деятельности, непосредственно направленной на ту жизнь, которая его окружала. Надо добавить, что это было смертельно опасное исследование - ведь работа психолога связана с опросом «пациентов». Каким образом в лагере, кишащем доносчиками, его никто не выдал, можно объяснить только атмосферой, которую создавала вокруг личность Беттельгейма».

Подавление человека в концентрационном лагере (случай Бруно Беттельгейма)

«Примерно через три месяца пребывания в лагере Беттельгейм стал понимать, что сходит с ума. Он обратил внимание на то, что включился в некую странную деятельность, которой все узники предавались, как только выпадала свободная минутка. Вместо того чтобы использовать эти редкие мгновения для отдыха - поспать, почитать, - заключённые исступлённо обсуждали следующие темы: возможные смены и перестановки в лагерной администрации и их последствия для заключённых, догадки о том, что завезут завтра в лагерный магазинчик, международное положение (например, будет ли Турция выступать на стороне Германии в случае войны). Ненормальность этой деятельности, которой Беттельгейм поначалу даже не мог придумать название, сразу бросалась в глаза: ведь узники были лишены какой бы то ни было информации о том, что они с таким жаром обсуждали, поскольку в лагере никогда ни о чём ничего не известно. Кроме того, общее настроение, атмосфера этих разговоров - всё, что ни произойдёт, всё - к худшему. В результате, заключённые оказывались в ещё более угнетённом состоянии, чем они были до этого.

И тут Беттельгейм принял решение, которое и сделало его Беттельгеймом. Чтобы не сойти с ума, он как профессиональный психолог займётся изучением этого, несомненно болезненного, поведения человека в концлагере. Так родилась книга «Просвещённое сердце». Но это ещё не всё. В лагере запрещалось держать карандаш и бумагу, делать записи. Беттельгейму пришлось писать эту книгу «в уме» - долгими, бесконечными часами работая лопатой или перетаскивая камни, заучивать наизусть строчку за строчкой.

Забегая вперёд, скажу, что по мере продвижения к состоянию «идеального заключённого» у человека появляется амнезия - частичная потеря памяти. Распад личности - распад цельной картины мира. Для узника становится реальным только то, что происходит внутри лагеря. Весь мир за пределами колючей проволоки нереален, его не существует. Все болезненные, мучительные воспоминания о семье, близких, о прошлой нормальной жизни подавляются. Человек начинает забывать то, чего нельзя забыть, - имена своих родителей, название родного города. Он видит: с ним происходит что-то ужасное, и этот ужас ускоряет разрушительный процесс, идущий в его душе. Книга, которую Беттельгейм «писал» в лагере, спасла ему жизнь - защитила от лагеря, позволила остаться человеком».

  • Манипуляции
  • Психологическое влияние
  • Автор Б. Беттельгейм
  • Человек среди людей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Бруно Беттельгейм"
01 окт. 2022 г.
Бруно Беттельгейм (нем. Bruno Bettelheim, 28 августа 1903, Вена, Австрия — 13 марта 1990, Силвер-Спринг, штат Мэриленд, США) — американский психолог и психиатр австрийского происхождения. В 1938 и 1939 он просидел в фашистских лагерях - сначала в Дахау, а затем в Бухенвальде. Как и Виктор Франкл, находясь в лагере, чтобы сохранить свою личность, Бруно Беттельгейм вёл научную работу: исследовал пути превращения человека в «идеального заключённого». Позже из его наблюдений родилась книга «Просвещённое сердце». С 1940 году Бруно Беттельгейм жил и работал в США, где занимался детьми с психическими травмами и расстройствами. Высказал ряд ошибочных идей, связанных с природой аутизма.
1Подробнее →
Картинка к "Кто такая «шизофреногенная мать», или К чему ведет подавляющая гиперопека"
01 окт. 2022 г.
Такой тип матери определяется сильной тревожностью и властностью. Она осуществляет постоянный контроль за действиями ребенка. Своей задачей считает расписать каждый его шаг (в тяжелых случаях – до пенсии оного) и зорко следит за четким исполнением написанного плана. В трудную ситуацию детей ставит и амбивалентность таких матерей, из которой возникает двойная связь.
Картинка к "Подавляющая личность"
01 окт. 2022 г.
Я тоже была счастлива совместными походами, поездками с родителями, это самые светлые моменты моего детства. Но этим светлое и ограничивалось. Все хорошее кончилось ровно с того момента, как я начала пытаться высказывать свое мнение, а тем более поступать по-своему. "Коронные" фразы моего отца. Между прочим, непьющий, с ВО, по общему признанию, интеллигентный человек, на работе его уважали...
Картинка к "Психолог в лагере"
01 окт. 2022 г.
«Зигмунд Фрейд однажды сказал: «Давайте попробуем поставить некоторое количество самых различных людей в одинаковые условия голода. С возрастанием голода все индивидуальные различия сотрутся, и вместо них появится однообразное выражение неукротимого побуждения». В концентрационных лагерях, однако, истинным было противоположное. Люди стали более различными. Маски были сорваны с животных - и со святых. Голод был одним и тем же, но люди были различны. В счет шли не калории».Например, одна из образовавшихся групп была такой «Я здесь имею в виду то меньшинство заключённых, которые являются в лагере, так сказать, важными персонами, - старост и поваров, кладовщиков и «лагерных полицейских».
Картинка к "Смысл жизни личности по Виктору Франклу"
01 окт. 2022 г.
Франкл Виктор во многих своих произведениях писал о смысле жизни личности. «1. Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни - врождённая мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведения и развития личности. 2. Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путём реализации себя в жизни и деятельности. 3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три группы ценностей:- путём того, что человек может дать жизни, - творческую деятельность (ценности творчества);