Популярен тот, кто обладает лидерским навыкам
Фрагмент книги Лоренс Шапиро «Секретный язык детей. Детский язык жестов, снов, рисунков»
Научите ребенка различным лидерским навыкам
Уверен, вам случалось слышать о детях, которых называют «прирожденными вожаками и лидерами». Однако готов ручаться, что вы никогда не слышали в ребенке, которого бы называли «прирожденным ведомым». Отозваться так о ребенке - значит унизить его. Никому из родителей не хочется, чтобы их отпрыска воспринимали как пассивного, зависимого от капризов окружающих, но тем не менее некоторые дети ведут себя так, что полностью подпадают под это описание. Так что категория «прирожденных ведомых» все-таки существует.
Дети, относящиеся к этой категории, сильнее зависят от взрослых, быстрее проявляют тревожность или начинают плакать, а также чаще других делают так называемые «авансы», то есть прибегают к действиям, единственная цель которых - завоевать одобрение окружающих (например, ребенок постоянно улыбается, делится игрушками, делает другим комплименты и т. д.).
Прирожденные лидеры, наоборот, отличаются от остальных детей ярко выраженной настойчивостью и самостоятельностью. Такой ребенок первым предложит сверстникам новое занятие или новый способ решения задачи. У «ведомого» ребенка вполне могут иметься идеи, которые ничуть не хуже, а то и лучше, но он или предлагает их после долгого колебания, неуверенно, или воздерживается и вообще молчит. Прирожденные вожаки тоже делают потакающие жесты, но с иной целью. «Ведомые» совершают их, чтобы добиться приязни окружающих, лидеры - чтобы достичь выполнения какой-то конкретной задачи.
С лидерами не следует путать агрессивных детей: у такого ребенка зачастую высокий статус в группе, но подлинным вожаком он не является. Агрессивные дети доминируют за счет запугивания и подавления других. Если они не способны добиться своего запугиванием, они лишаются власти и, как правило, оказываются в социальной изоляции.
Многие дети полагают, будто в лидеры можно выбиться только при условии, что ты - лучший спортсмен, первая красавица или лучше всех одет. Однако это лишь самое поверхностное выражение лидерства. Подлинная популярность состоит в том, чтобы ты нравился большинству и не нравился лишь немногим. Такого типа популярности чаще всего добиваются дети, которые становятся вожаками и примером для сверстников, но сами, в свою очередь, берут пример с добродетелей, составляющих нравственную основу нашего общества.
Давайте посмотрим на Линду. Когда ей исполнилось 15 лет, окружающие считали ее не слишком хорошенькой. Не то чтобы Линда была дурнушка, но одежда и прическа ей не шли, и, похоже, девочка не питала особого интереса к моде, косметике и прочему, не пыталась улучшить свою внешность. По обычным стандартам Линда вроде бы не относилась к «популярным» детям, но тем не менее все ее обожали. Например, девочку год за годом выбирали в школьный совет, а кроме того, она всегда была в вожаках в молодежном церковном клубе и в общине.
У Линды была четкая система ценностей, она умела мыслить самостоятельно. Каждый поступок девочки отражал ее строгий моральный кодекс, твердое знание того, что такое хорошо и что такое плохо.
Школу Линда окончила с отличием и поступила в колледж, учиться на медицинскую сестру. Сейчас ей за тридцать, у нее есть свои маленькие дети, и при этом Линда - главная медсестра в педиатрическом отделении крупнейшей городской больницы. Она по-прежнему принимает активное участи в жизни общины и в школьных программах своих детей, а многочисленные друзья не устают поражаться, как это Линда столько всего успевает, да еще так хорошо.
Конечно, родителям приятно, когда их ребенок пользуется популярностью, но знайте: именно лидерские качества, внушаемые родителями, помогут ему в будущем реализовать свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал. Эти качества не только повысят самооценку ребенка, но и сделают его устойчивее перед давлением сверстников и снизят вероятность алкоголизма, наркомании и т. п.
Существует немало черт, которые составляют лидерские качества (например, стремление к совершенству, стремление добиться уважения окружающих, способность преодолевать трудности и не пасовать перед неудачей). Однако сейчас мы поговорим о тех чертах, которые определяют выработку лидерских качеств у детей и подростков, и о том, как помочь ребенку обрести эти черты, выработать эти важные навыки. Возможно, не все они дадутся вашему ребенку легко. Но даже небольшой шаг в освоении лидерских навыков способен серьезно поспособствовать социальному и эмоциональному развитию ребенка.
1. Научите ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи
Дети более склонны выдвигать новые идеи и предлагать новые затеи, когда они заинтересованы в чем-то конкретном. Именно поэтому так важно способствовать тому, чтобы ребенок горячо увлекся чем-то, что его по-настоящему интересует.
Например, Зак с трехлетнего возраста питал страсть к географии, а к 5 годам он уже поражал друзей своих родителей тем, что мог без запинки назвать столицы всех 50 штатов. Стоит ли удивляться, что мало кто из сверстников мальчика разделял с ним горячий интерес к картам или влиянию климата на окружающую среду? Однако важно то, что родители постоянно поощряли Зака в его занятиях: водили сына на лекции и экскурсии, планировали все выходные, каникулы и отпуска так, чтобы показать ему как можно больше достопримечательностей, ходить в пешие походы по окрестностям и даже бывать на археологических раскопках. По меньшей мере дважды в месяц они предоставляли сыну возможность спланировать семейную поездку. Мальчик мог выбирать маршрут по своему усмотрению (выезд на природу, экскурсия и т. д.), и на это отводился целый день и определенная сумма денег из семейного бюджета.
К 11 годам интересы Зака сосредоточились на археологии, и родители подыскали для сына клуб юных археологов, который летом выезжал на раскопки и принимал в них участие наравне со взрослыми. Поддержка родителей и знания, которыми Зак обзавелся благодаря им, позволили ему в первый же год завоевать почетное звание «лучшего археолога».
2. Научите ребенка говорить «нет»
В середине 1980-х годов, когда распространение знаний о вреде наркотиков впервые было возведено в ранг национального приоритета, наивысшую популярность завоевал девиз, помогающий отвадить детей от экспериментирования с наркотическими веществами. Звучал он так: «Просто скажи «нет»«. Помнится, в те времена я еще подумал: как наивно считать, будто ребенку легко и просто сказать «нет».
Если вы мысленно вернетесь во времена своего детства и отрочества, то неизбежно вспомните, как нелегко сопротивляться давлению сверстников. Особенно тяжело это для детей, которые от природы склонны поступать как все, следовать за группой, чтобы добиться признания со стороны окружающих. Единственный способ защитить ребенка от алкоголизма, наркомании и других рискованных затей, который мне известен, - это научить и даже натренировать ребенка правильно реагировать в различных ситуациях, когда давление со стороны сверстников может вынудить его пойти на рискованный или скверный поступок.
Очень помогает такой вариант: снабдите ребенка или подростка сценарием и разыграйте с ним реалистическую сценку на тему давления сверстников - таким образом вы прорепетируете то, что может случиться с ним в реальности, а ребенок заучит, как себя вести и как отказываться.
Я опробовал эту методику, работая с семнадцатилетней Керри, которую направили ко мне родители, обеспокоенные тем, что легкомысленное поведение девочки, склонность к безоглядному флирту и неумение контролировать собственные импульсы грозят ей серьезными неприятностями. Еще в семилетнем возрасте Керри был поставлен диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). Прошло 10 лет, и, хотя Керри уже не была такой невнимательной непоседой, как в детстве, но, подобно многим детям с этим диагнозом, ее социальные навыки и рассудительность никуда не годились. Керри была прехорошенькой девушкой, и ей было нелегко отвергать многочисленные знаки внимания многочисленных мальчиков, которые то и дело недвусмысленно приглашали ее то к себе в спальню, то в ближайший мотель.
Чтобы помочь Керри потренироваться и научиться справляться с трудными ситуациями, с которыми она постоянно сталкивалась в реальной жизни, я обратился за помощью к добровольцу-психологу - сверстнику Керри. Нейту тоже было 17 лет, и он прошел обучение, позволявшее ему оказывать психологическую помощь детям и подросткам в различных ситуациях, в частности он консультировал тех, кто был склонен к рискованному поведению. Программы психологического консультирования ровесниками получают все более широкое распространение и для многих подростков, которые не хотят обсуждать свои личные проблемы со взрослыми, становятся «альтернативной психологической помощью». Я предложил Нейту и Керри вместе написать сценарий типичной сценки, в которой юноше предстояло выступить в роли агрессивного соблазнителя, а Керри - сыграть саму себя. Я предложил свести наш «спектакль» к одной-единственной сцене и подчеркнул, что главное - помочь Керри подыскать как можно больше подходящих тактик, позволяющих отделаться от такого типа мальчиков. Кроме того, я попросил ребят заснять сцену на видео, чтобы мы смогли просмотреть и проанализировать ее вместе.
Возможность понаблюдать саму себя на экране стала для Керри важной частью психологического тренинга. Увидеть себя со стороны, занятого освоением нового навыка, будь то теннисная подача или социальный прием, - это лучший и скорейший из известных мне способов изменить поведение человека.
Еще одна важная методика, которой мы научили Керри, была направлена на то, чтобы девушка умела отслеживать свои новоприобретенные навыки отказа. Я попросил ее завести дневник, куда Керри предстояло ежедневно заносить свои мысли и переживания и особенно внимательно отмечать те случаи, когда она, по ее мнению, успешно использовала новый социальный навык. Этот дневник Керри еженедельно показывала Нейту.
Через несколько месяцев Керри торжественно объявила мне, что стала «новой женщиной» и что агрессивные соблазнители для нее больше не проблема. И хотя я знал, что в будущем Керри еще предстоит столкнуться со сходными случаями давления сверстников, как и большинству юношей и девушек, я был уверен, что новоприобретенные социальные навыки станут для нее твердой основой, помогающей принимать более ответственные решения.
Сценарий социального навыка
Если вас тревожит, что ребенок слишком сильно подвержен влиянию сверстников, напишите вместе с ним «Сценарий социального навыка» и с помощью разыгрывания сценок потренируйте его вести себя более благоразумно, научите говорить «нет» и стоять на своем. Главное, чтобы сценарий был не слишком длинным и максимально приближенным к реальности (посоветуйтесь с ребенком). Четко объясните ребенку, что сценарий - не о нем, а о похожем мальчике или девочке, у которых сходные проблемы со сверстниками. Запишите сценку на видео и просмотрите ее вместе. Затем поменяйтесь ролями, разыграйте сценку еще раз и просмотрите вторую запись. Объясните, что давление сверстников - это не только сугубо детская или подростковая проблема, с ней точно так же сталкиваются и многие взрослые. Скажите так: «Если ты освоишь новые лидерские навыки, то станешь человеком, который сам принимает решения, основанные на собственных убеждениях и устоях, а не на желании понравиться окружающим».
Комментарии (2):
Спасибо огромное за рекомендации. Я нашла материал и для бесед с родителями, и много полезных моментов для себя-учителя. Современные дети всё время требуют решения различных конфликтных ситуаций и в школе и дома. Приходится много читать и искать приемлемые для себя .