Переговоры: литература по теме
Фрагмент книги Уильяма Фишера "Переговоры без поражений или путь к согласию"
Принципы книги:
- Учитывать человеческий фактор и отделять людей от проблемы
- Интересы, а не позиции
- Искать взаимовыгодные интересы
- Искать и основываться на принципах, устраивающих обе стороны
- Наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению
Джим Кемп "Скажите сначала нет"
Автор противопоставляет свой подход теории "переговоров без поражений" c одной стороны в рекламных целях, а с другой - действительно раскрывает много важных вопросов о которых у Фишера ничего не сказано.
Принципы книги:
Главное - задавать правильные вопросы. Искать "боль". Избегать закрытых вопросов, лучше открытые в стиле "Чем я могу быть Вам полезен". Презентация при продаже - работает слабо, она призывает покупателя напрягаться и слушать. Если же вытащить "боль" и дать "таблетку", оппонент будет Ваш. Презентация (как попытка попасть из пушки по воробью) при этом может не понадобиться.
Самая слабая позиция на переговорах - нужда. Хорошо предпочитать, плохо нуждаться. Не играть в крутого парня, играть на "я не ок ты ок".
Не вестись на эмоции - ни на позитивные, ни на негативные. Самостоятельно уводить переговоры от обоих эмоциональных полюсов.
Никогда не давить на собеседника, строя свои предложения так чтобы он мог сказать "нет" - это располагает к доверию.
Раннее "да" - чаще всего обман или уловка, "может быть" - не несёт смысловой нагрузки, "нет" - позиция, от которой можно отталкиваться.
Исследования оппонента перед переговорами.
Бюджет переговоров - обе стороны вкладывают время, эмоции, деньги. Важно отслеживать эти вложения и их соотношения, а также уметь увеличивать бюджет другой стороны и сохранять свой.
Не важна дружба, не важно нравиться. Важно уважение.
Эмоциональный багаж - озвучивать свои опасения вначале, чтобы они не помешали переговорам. "Я юрист, нас не очень любят согласно опросам общественного мнения. Это никого не напрягает? Нет, никого? Ок, я рад что все здесь любят юристов.".
Переговорщик не контролирует результат переговоров. Реально он контролирует только свои действия и может повысить вероятность выгодного результата. Не нужно замыкаться на попытках "закрыть сделку" (тем более если нет нужды).
Иметь "миссию" - что-то вроде понимания глобального смысла своей деятельности, или максимума жизни. Миссия помогает провести границу между выгодной сделкой и вредительством для своей компании.
Искать тех, кто действительно принимает решение.
Повестка дня (странно, но из 3-х описанных авторов он единственный кто пишет о плане переговоров): проблемы, эмоциональный багаж, что мы хотим от ситуации, что произойдёт потом.
Гэвин Кеннеди "Договориться можно обо всём"
Интересная книга, как мне кажется, "из мира торговли"
Значимые принципы книги:
- Начинать с максимальной "цены" (или позиции), которая вообще может быть оценена как реалистичная.
Кто-то отсеется, но выгода с теми с кем получится - всё-равно это перекроет.
- Никогда ничего не уступать даром, если мы не на благотворительном фонде.
Никаких уступок. Уступки не помогают расположить к себе, скорее оппонент может "озвереть".
- Лучшее слово переговорщика: "если".
При требовании уступок, мы можем добавляя "если" менять комбинации в предложении, уступая в одном аспекте но нагружая в другом.
- Лучший вопрос переговоров: "что, если?".
Действительно, полезный вопрос при заключении различных договорённостей во избежание дальнейших недоразумений.
- Быть "лисой" или "совой", но не "овцой" или "бараном".
Эта линия в виде тестов проходит у автора через всю книгу. Переговорщиков он делит на пассивных, которых легко развести на любое обещание воздушных замков, упёртых, которые не могут сдвинуться с позиции, а также на "проныр" (лис) и "супер проныр" (их он почему-то называет совами за "мудрость").