Отрицательное подкрепление: как использовать
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Отрицательного подкрепление — метод изменения нежелательного поведения. Заключается в моментальной и неприятной для обучаемого реакции на его нежелательное поведение, которая прекращается, как только поведение хоть чуть-чуть улучшилось.
Для животных используют электропастух — изгородь, которая, если животное к ней подойдет и дотронется ударит его током. Но действие изгороди моментально кончается, как только животное перестало с ней каким-либо образом соприкасаться.
Как пользоваться методом отрицательного подкрепления?
По-первых, только как добавлением к позитиву, на фоне положительного подкрепления. Это общее и самое главное правило использования отрицательного подкрепления, без него метод отрицательного подкрепления приводит к слабым и низким результатам. Как редкое дополнение к методу положительного подкрепления, для более быстрого результата — отрицательное подкрепление использовать можно и нужно, примерное соотношение позитива и негатива — 7:1 (на семь «поглаживаний» — один «тычок»).
Второе — когда обучаемый «в ресурсе». Отрицательное подкрепление хорошо работает только в том случае, если обучаемый находится в ресурсном состоянии, позитивен и готов принять в том числе и отрицательное подкрепление. Глупо пытаться поддеть человека, который сейчас сам в трудных чувствах. Вначале его нужно вернуть в позитивное или как минимум спокойное состояние.
И, третье, в качестве профилактики «звездной болезни». Отрицательное подкрепление хорошо работает с перспективными, быстро развивающимися, талантливыми обучаемыми, в качестве профилактики «звездной болезни». В этом случае также разумно использовать отрицательное подкрепление не как основной метод обучения, а как дополнение к позитивному подкреплению, и применяется, когда обучаемый в позитивном и спокойном состоянии.
Как иллюстрация правильного использования метода: одна из команд по гандболу регулярно выигрывала и легко побеждала матч за матчем. Впереди оставалось два матча. Первый, который не был решающим и второй, финал с сильным противником. Тренер заведомо выстроил игру в первом матче так, что команда оказалась проигравшей. Это было стимулом для игроков, которые уже расслабились собраться и снова выложиться. В результате команда стала чемпионом.
Примеры грамотного метода отрицательного подкрепления?
В современных иномарках, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, включается звуковой сигнал, который прекращается, как только вы пристегнулись. По тому же принципу действует датчик закрытия двери в машинах и еще некоторых холодильниках. Он будет пищать до тех пор, пока дверь не окажется закрытой. Это вариант грамотного использования негативного подкрепления.
В отношениях — если например, любимый долго и нудно ворчит без дела, начинайте заниматься своими делами и не обращайте внимание до тех пор, пока тема его ворчания не исчерпается и он не начнет говорить о чем-то еще.
Если ребенок шумит и закатывает истерику, например в машине — останавливайте машину и сообщайте, что дальше вы не поедете, пока не станет тихо. Все уговоры игнорируются, ведь тихо не стало. Как только воцарилась тишина — едем дальше.
Или, хотите себя приучить (или отучить) к чему-то новому? Придумайте маленькую штрафную санкцию, которая легко осуществима в момент неправильного поведения: например наденьте на руку небольшую канцелярскую резинку и, совершив то, что не хотели, оттяните и несильно стукните себя по руке: это не больно, а внимание привлекает.
Комментарии (2):
Человек, писавший это, не понимает разницы между отрицательным подкрепление и положительным наказанием. Все описанные примеры относятся к положительному наказание. Для того, чтобы разницу уловить посмотрите на ситуацию: ребёнок 3-х лет орет, потому что намочил штаны. Вы хотите скорректировать поведение, чтобы не орал. Тогда возможны следующие варианты: 1. Дать ему конфету (положительное подкрепление) 2. Поменять штаны на сухие (отрицательное подкрепление, т.е. удаление негативного фактора) 3. Ударить ребёнка (положительное наказание) 4. Отобрать игрушку (отрицательное наказание).