Негативные последствия работ Маслоу
Есть парадоксальная точка зрения: «Степень гениальности человека определяется тем, насколько он затормозил развитие следующих специалистов». Так вот, А. Маслоу гениален, поскольку представление о «саморазвивающемся семечке» стало догмой для огромного количества специалистов-психологов на многие десятки лет.
Метафора дерева, вырастающего из одного семечка, затмила разработки теории деятельности, где было убедительно показано, что развитие ребенка не есть изолированный процесс, что ребенок растет в диаде с развивающим его взрослым, что влияние взрослых является преимущественно развивающим, позитивным, а не негативным и давящим.
Не имеющие научной базы, но яркие и красиво написанные работы Маслоу затмили серьезнейшие научные разработки Ури Бронфенбреннера под названием «экология человеческого развития». В этой теории куда как более правдоподобно показаны взаимовлияния ребенка и окружающей его социальной среды.
В целом, представляется, что в качестве теории развития личности более основательной является теория Ури Бронфенбреннера, а в качестве рабочей метафоры для нас более перспективной является метафора почвы и семян как основа представления о личности как о экосистеме.