Навык целесообразного действования
Навык целесообразного действования – умение, навык и привычка действовать в соответствии с поставленной целью. Обязателен для эффективной деятельности и эффективного человека.
По документации, автомобиль состоит из кузова, двигательного агрегата, ходовой части и системы электрооборудования.
- Это – принципиальная схема, или логическое описание.
А реально, чтобы автомобиль с автоматической коробкой передач тронулся, надо поставить левую ногу на педаль тормоза, повернуть рукой ключ зажигания, отпустить тормоз и нажать правой ногой на педаль газа. Все. Далее – рулить.
- Это, в отличие от логического, процессуальное описание.
Так вот, логическая структура эффективной деятельности состоит из трех основных элементов:
Реально, в живой практике, эффективная деятельность чаще описывается процессуальной цепочкой
Кстати, обратите внимание: вся эта цепочка из шести пунктов на самом деле есть два раза повторение трехчлена «проблема – анализ – решение», просто второй раз (как «задачи – шаги к цели – отчет о результате») этот трехчлен реализуется на более низком, на более конкретном уровне.
Вместо «РЕШЕНИЕ» часто говорят: «ОБЩАЯ ЦЕЛЬ» или «ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ». Синтез-технология в данном случае не настаивает на строгости терминологии — в разных контекстах бывает удобно пользоваться разными словами, и это нормально. Суть алгоритма в том, что первые общие решения шаг за шагом сменяются все более четкими целями, за первоначальным самым общим видением решения следуют картинки все с большей степенью конкретизации.
Отработанное умение строить свою деятельность по этой схеме называется навыком целесообразного действования.
Проблема заключается в том, что люди так не живут, такого навыка не имеют или используют его крайне узко.
Картинка из жизни – ваша знакомая описала проблему: «Вот у меня…» (не так выгляжу, депрессии и прочие проблемы в личной жизни). Вы ждете: что последует за этим? За этим последовало то, что в следующие пять минут (то есть очень коротко, вам крупно повезло) вам эту же проблему описали по второму кругу.
Если вы не отреагировали, то есть не стали кивать головой, задавая сочувственные вопросы и переживательно вздыхая, вы услышите описание того же самого в третий раз…
Хорошо, вы в порядке исследования пробуете дать подсказку: «Да, я понял. Проблему ты сформулировала – и что дальше?» У вашей собеседницы глаза стекленеют, она полностью растерянна…
Если вы молчите, через минуту может прозвучать неуверенное: «Наверное, надо начинать работать над собой?» Вы слышите, что реального содержания за этими словами — никакого, но похоже, это единственное, что ваша собеседница может на эту тему выговорить.
Практикум
В течение ближайших трех дней отмечайте все ситуации, когда люди в разговоре констатируют проблему, и отследите, сколько раз после этого они поставили себе вопрос: «Что теперь делать? Как ее можно решить?» Но вопрос не риторический, не со страдальческой интонацией «Что делать?!», когда глаза говорят, что делать нечего и проблема ужасная, а вопрос – как реальный, деловой вопрос.
Научившись отслеживать переход от проблемы к решению (а чаще – отсутствие этого перехода) в общении и жизни окружающих вас людей, начните отслеживать свое общение, свое мышление, свою жизнь.
Помощником можете сделать себе плакат:
Итак, проблема ясна: люди в проблемах застревают. Мучаются проблемами, думают о проблемах, выкарабкиваются из проблем – и остаются в проблемах. Разобравшись с этим, принимаем –
Решение (ставим общую цель): переосмыслить свой способ жизни и перестроиться с пережевывательно-переживательного отношения на отношение деловое, строя каждую отдельную деятельность и линию жизни по схеме:
- Сбор реальных данных
- анализ причин затруднений, поиск корней проблемы
- определение направления решения, постановка общей цели
- формулирование конкретных задач
- прописывание цепочки реальных шагов, постановка конкретных целей
Ближайшая конкретная задача: научиться делать это в своем бизнесе. Потом – во всех остальных сферах своей жизни.
Схема конструктивного реагирования
Схема конструктивного реагирования опирается на три вопроса:
– Что произошло?
– Как я могу это использовать?
– Какие выводы я могу из этого сделать?