Модель психики по З.Фрейду
Вместилищем первичных (врожденных) влечений является «Оно» — ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в расчет окружающих людей.
Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Фрейд описал три вида первичных влечений:
- Влечения жизни (биологические потребности выживания);
- Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием);
- Деструктивные влечения (влечения к смерти).
«Сверх-Я», Супер-Эго — это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений. Три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).
Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я» (примерно совпадающее с сознанием). Я (Эго) — развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире.
«Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых, приобретает средства для адаптации в социальном мире, и начинает существовать по «принципу реальности». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога).
Основная функция «Я» заключается в интеграции «Оно» и «Сверх-Я» для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Еще одна важная функция «Я» — механизм психологической защиты, посредством которой слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет достигнуто без чувства вины. Защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать осознавать его), и найти для влечения такой объект, который является социально приемлемым, тем самым ослабляя интенсивность конфликта. Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое поведение одобряется и окружающими и его «Сверх-Я».
Итого, во фрейдизме личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Личность не осознает своих настоящих влечений, чувств и целей, без помощи психоаналитика постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин поведения. Свободы личности нет, самодетерминация отсутствует — если человек думает, что он что-то определяет в своей жизни, он себя обманывает.
Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.
Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.
Все поведение носит защитный характер. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Гармоничная личность та, которая максимально овладела умением сдерживать порывы «Оно» за счет усиления функции сознания.
Человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные шансы на удовлетворение влечений. Эго принимает путь подчинения социальным требованиям как единственно возможный способ сохранить себя.
Фрейд не верит, что есть люди любящие, для которых заботиться о ком-то — о ребенке или любимом — радость. А что думаете по этому поводу вы?
Комментарии (17):
Кажется, вы чего-то не знаете о сострадании )
Все, что описывает Фрейд, подходит под массу людей, но есть определенная точка невозврата, пройдя которую, человек уже не может описываться подобными критериями. Это относиться к малой группе людей. Люди менее осознанные и материалистичные вполне вписываются в эту картину мира, и любовь, в их случае, как раз и является проявлением эгоизма. Это сплошь и рядом в обществе.
Не думаю, что Фрейд имел в виду это, человек эгоист, любит ближнего своего, потому что он себя ощущает с ним хорошо, а не потому, что ближний достоин любви. Фрейд прав, и хотя это и страшно, но это правда. Глаза - зеркало души не своей, а того, кто в них смотрит.
Считаю, что он прав. Эмпатия и привязанности - тоже защитный механизм, нацеленный на защиту самих себя. Поэтому тяжело заставить себя полюбить что-то "хорошее" и разлюбить что-то "плохое" - так уж решило наше Оно. Другое дело что Оно - просто база, а Сверх-Я - отстранённый от жизни механизм, который в случае своего абсолютизма ничто иное как идейный фанатизм, вредящий социуму наравне с эгоизмом Оно. Даже держа в равновесии эту парочку можно быть сволочью... самоконтроль нужен везде, даже в отношении контролёров.
А откуда "Фрейд не верит, что есть люди любящие, для которых заботиться о ком-то - о ребенке или любимом - радость."? Текст несколько раз был перечитан мной, никак не вытекает это положение.
Поговорите с адептами психоанализа, они вам это и подтвердят, и объяснят.
Я думаю, здесь скорее радость обладания, а не забота - вот МОЙ ребенок, МОЯ девушка, и т.п.
Собственный пример - моя мать: "Сколько усилий в тебя вложила, любую книгу доставала, школа музыкальная - могла мотоцикл купить, а отдала деньги за обучение! Думала - гений растет, а что выросло?"
Сначала нужно определиться, что значит «любить».