Многообразие стилей РВД
В большинстве литературы, где описываются позиции Родитель-Взрослый-Ребенок (РВД), уже есть свое устоявшееся отношение к каждой из них. Так Родитель обычно представляется существом вредным, настроенным учить жизни всех окружающих, и чуть что, сразу критиковать. Взрослый это сухой рациональный логик, далекий от чувственного мира нормального человека. И только Ребенок оказывается кем-то приличным, несущим свободное творческое начало и радость жизни.
Между тем, каждая из позиций является более широкой, имеет множество различных стилей. При этом нельзя однозначно сказать, что какая-то позиция хорошая, а какая-то плохая, все зависит от выбранного стиля.
Ключевая особенность позиции Родителя – это забота, воспитание. Совсем не обязательно, что Родитель всегда будет выступать в роли Недовольного Критика. Эта позиция может проявляться и через позитивные роли Наставника, Поддерживающего Опекуна. Родительская забота может быть строгой, требовательной (отцовская модель любви) а может быть мягкой, принимающей (материнская модель любви).
Позиция Взрослого также имеет разнообразные грани. Например, роль Эксперта является скорее позитивной, через нее можно дать спокойную беспристрастную оценку. А роль Отдельный, когда человек из-за своей взрослости никого не допускает в свою жизнь, вряд ли кого-то обрадует.
Позиция Ребенка несет в себе творческое свободное начало, но в то же время довольно эгоистична и лишена ответственности (что хочу, то и делаю). Ребенок может быть милым, играющим, творческим существом, а может быть и капризой, беспомощной жертвой или буянящим хулиганом.
При работе с позициями РВД важно помнить, что они не есть что-то абстрактное, академическое, а опираются на разнообразие вполне реальных жизненных ролей. И поэтому важно не замыкаться на уже устоявшихся шаблонах, а сравнивать каждую из позиций с реальностью, смотреть как мы сами и окружающие проявляют своего Родителя, Взрослого и Ребенка.