Матрона Московская: если вас не долюбили в детстве
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Маленький практикум: дайте прогноз психического статуса девочки Моти, которая родилась в 1881 году в бедной семье в селе под Тулой. В этой семье она была нежеланным ребенком, она была никому не нужна, родительской и материнской любви не знала, во время беременности мама хотела быстрее ее сплавить в приют. Родилась она слабой, уродливой, с очень короткими руками и ногами, и родилась слепой: без глаз. Для родителей она была обузой, все детство над нею смеялись и ее дразнили соседские дети, развлекаясь тем, что секли ее крапивой с разных сторон и требовали, чтобы она угадывала, кто это делает, потом сажали ее в яму и наблюдали, как она туда вслепую выбирается. А в 17 лет Мотя полностью обезножила: ноги отнялись, после чего ее братья, приняв Октябрьскую революцию и вступив в партию, прогнали из дома. Вопрос: как эти события детства и юности повлияли на характер и мировосприятие девочки Моти, которую позже называли святой Матроной Московской, и которая всю свою жизнь посвятила служению людям?
Или другой кейс, задокументированный куда как более надежно: судьба колонистов, воспитанников Антона Семеновича Макаренко. Это были дети и подростки, не знавшие материнской любви, в детстве сплошняком пережившие кто физическое, кто сексуальное насилие. Это были отбросы общества, дети, выброшенные на улицу. Кого родители выбросили, кто сам от них убежал. И какими же вышли в жизнь воспитанники Макаренко? Передовики производства, прекрасные семьи, чудесные люди. За несколько лет жизни в коммуне 98% воспитанников из воров, лгунов и проституток превращались в достойных и порядочных людей. Ни о каком фатальном влиянии детских травм, похоже, говорить нельзя. Да, в неблагоприятных условиях у детей формируются дурные привычки. При правильном воспитании эту дурные привычки меняются на другие привычки, превращающие их в достойных людей. Все возможно, надо просто уметь воспитывать.
И цитата из учебника по социальной психологии:
«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)» (Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).