Матрона Московская: если вас не долюбили в детстве

16 марта 2022 г. в 10:12

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Маленький практикум: дайте прогноз психического статуса девочки Моти, которая родилась в 1881 году в бедной семье в селе под Тулой. В этой семье она была нежеланным ребенком, она была никому не нужна, родительской и материнской любви не знала, во время беременности мама хотела быстрее ее сплавить в приют. Родилась она слабой, уродливой, с очень короткими руками и ногами, и родилась слепой: без глаз. Для родителей она была обузой, все детство над нею смеялись и ее дразнили соседские дети, развлекаясь тем, что секли ее крапивой с разных сторон и требовали, чтобы она угадывала, кто это делает, потом сажали ее в яму и наблюдали, как она туда вслепую выбирается. А в 17 лет Мотя полностью обезножила: ноги отнялись, после чего ее братья, приняв Октябрьскую революцию и вступив в партию, прогнали из дома. Вопрос: как эти события детства и юности повлияли на характер и мировосприятие девочки Моти, которую позже называли святой Матроной Московской, и которая всю свою жизнь посвятила служению людям?

Или другой кейс, задокументированный куда как более надежно: судьба колонистов, воспитанников Антона Семеновича Макаренко. Это были дети и подростки, не знавшие материнской любви, в детстве сплошняком пережившие кто физическое, кто сексуальное насилие. Это были отбросы общества, дети, выброшенные на улицу. Кого родители выбросили, кто сам от них убежал. И какими же вышли в жизнь воспитанники Макаренко? Передовики производства, прекрасные семьи, чудесные люди. За несколько лет жизни в коммуне 98% воспитанников из воров, лгунов и проституток превращались в достойных и порядочных людей. Ни о каком фатальном влиянии детских травм, похоже, говорить нельзя. Да, в неблагоприятных условиях у детей формируются дурные привычки. При правильном воспитании эту дурные привычки меняются на другие привычки, превращающие их в достойных людей. Все возможно, надо просто уметь воспитывать.

И цитата из учебника по социальной психологии:

«Выясняется, например, что в большинстве случаев долговременные последствия пережитого в детстве физического или сексуального насилия относительно незначительны (Widom, 1989). То же касается и долговременных последствий подростковой беременности в жизни молодых женщин (Furstenberg, Brooks-Gunn, Morgan, 1987) и даже долговременного эффекта психологической обработки в лагерях для военнопленных (Schein, 1956)» (Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М., 1999).

  • Детские психотравмы
  • Безусловная материнская любовь
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как работать с психотравмами? (закрытый архив)"
27 февр. 2019 г.
В синтон-подходе это - просто!
0Подробнее →
Картинка к "Детские психотравмы в жизни взрослого человека"
23 окт. 2020 г.
Для многих психотерапевтов характерно убеждение «Детство и травмы детства фатально определяют жизнь взрослого человека». Насколько это убеждение соответствует научным данным?
Картинка к "Психологическая травма, психотравма"
26 авг. 2016 г.
Психологическая травма — теоретический конструкт и эмоционально нагруженное бытовое псевдопонятие.