Логические уровни обучения
Предложены Г. Бейтсоном. Могут использоваться для нахождения наиболее эффективной последовательности этапов обучения.
Выделяются следующие уровни обучения:
1. Нулевое Обучение (отсутствие обучения) — получение организмом (шире — кибернетической системой вообще) сигнала, несущего информацию. При этом изменения поведения не происходит.
2. Обучение-1 (просто обучение) — изменение поведения на основе полученной информации.
Пример: На тренинге вы узнали, что слово «Да» является синтоном, а слово «Нет» конфликтогеном, и стали чаще отвечать «Да» людям, и реже — «Нет».
3. Обучение-2 — обучение обучению-1 (т.е. изменению своего поведения на основе полученной информации).
Пример: Вы обучаетесь самостоятельно различать синтоны и конфликтогены.
4. Обучение-3 — обучение обучению-2 (т.е. обучению изменять свое поведение на основе полученной информации).
Пример: На основе понимания отличия синтонов от конфликтогенов, вы обучаетесь использовать новые синтоны, которых до этого не знали.
Этот ряд можно продолжить — возможно обучение-4 и т.д.
Для чего могут быть полезны Логические уровни обучения:
В первую очередь, для педагогов и тренеров. Во вторую очередь, для грамотных руководителей, заинтересованных в профессиональном росте своих сотрудников. И наконец, для всех людей, осваивающих что-то новое и личностно растущих.
Умение распознавать и использовать в жизни логические уровни позволяет научить человека — например, себя — любому полезному навыку быстрее и эффективнее. Грамотный процесс обучения выстраивается всегда от низших уровней к высшим.