Андрей Курпатов: соцсети и мобильники оглупляют людей

31 января 2020 г. в 13:53

Автор: Андрей Курпатов, психолог, психотерапевт

 

Как защитить мышление в эпоху цифровых технологий?

В мире прямо сечас происходит фундаментальная трансформация. Мы переезжаем из галлактики Гутенберга в галлактику Цукенберга, из цивилизации мышления мы переходим в цивилизацию примитивных зрительных образов.

И связана эта ситуация с работой человеческого мозга. Ученые давно заметили, что мозг с целью экономии энергии выбирает менее энергетически затратные задачи. Вы согласитесь с учеными, если вспомните свой выбор между научной статьей или свежими фотографиями Ким Кардашьян на Мальдивах. Учитывая приятность рассматривания картинок, большинство людей выберет фотографии. И эта тенденция мозга — выбирать простой, легкий контент, активно используется в медиа-индустрии. Масс-медиа тоннами создают примитивный, незамысловатый контент для привлечения большей массы потребителей. Информационный фаст-фуд влияет на потребителей, формируя, в свою очередь их мышление. Мышление представляет собой то, что в него вкладывают или чем его «кормят».

Посмотрим на происходящее с физиологической точки зрения. До 2000 года ученые считали, что мозг организован по локальному признаку, когда есть зоны, отвечающие за конкретные функции (функции зрения, слуха, обоняния и т.д). Но все оказалось сложнее. В 2000 году группа американских ученых под руководством профессора Маркуса Райхлав сделала открытие, что наш мог работает в трех базовых режимах и, даже если внешне человек ничего не делает, его мозг продолжает «кипеть». 

Три режима работы мозга:

  1. На рисунке показаны снимки мозговой активности. Внизу запечатлен момент, когда мы потребляем информацию. Красным цветом выделены активные нейронные сети, воспринимающие информацию. Они образуют Центрально-исполнительную сеть (СЕN).
  2. Посередине изображение мозга, занятый ориентацией. Например, когда человек входит в кинотеатр и ищет свое место. Так работает Сеть выявления значимости (SN).
  3. Вверху показан мозг человека, который ничего не делает. Внешнему наблюдателю со стороны может показаться, что человек глубоко задумался, но если спросить, о чем именно думает, человек ответит: «Ни о чем». Ученые утверждают, что такое состояние говорит о включении в работу Дефолт-системы (DMN). В это время мозг просчитывает различные аспекты ситуации, ищет и принимает решения. Именно в такие моменты приходят состояние инсайта.  

Кстати, эволюционно Дефолт-система была создана для выстраивания отношений между людьми. Это наша самая социальная система.

Формирование мышления. Три режима работы мозга формируются в течении первых 25ти лет жизни человека.  В течении этого времени нейронные клетки объединяются друг с другом, создавая нейронные сети. По сути создается Программный Сервер, отвечающий за процессы мышления. Именно поэтому очень важно учиться, поскольку обучение в школах и высших учебных заведениях тренирует наш мозг анализировать информацию, делать выводы, искать смыслы, генерировать новые идеи.  Чтобы мы научились думать, нам нужны 25 лет жизни! Однако в настоящее время, в условиях информационной среды, система формирования мышления находится в сложных условиях. Для нашего мышления складывается неприятная ситуация. 

Что мешает мышлению:

  1. Постоянное подавление Дефолт-системы. Эшли Чен — стенфордский нейрофизиолог, доказала, что три системы мозга являются антагонистами. Если активируются Сеть выявления значимости и Центральная Исполнительная сеть, Дефолт-система мозга подавляется. И соответственно, наоборот — когда активна Дефолт -система, остальные системы не работают.

Если человек постоянно потребляет контент, система мозга, отвечающая за мышление, не активируется. Поэтому не удивительно, что люди, не вылезающие из Инстаграмма или Твиттера, мыслят стереотипно, редко включают голову. О детях данные более шокирующие — сорок процентов детей до 10 лет в США и России практически находятся онлайн. У подростков количество времени, проводимое онлайн, еще больше — 60-70% времени.

  1. Дефолт-системе мозга необходимо время для включения. Профессор Глория Марк определила время включения: двадцать три  минуты. Столько нам нужно на то, чтобы наш мозг начал серьезно думать над информацией. Если не будет этих минут для переключения, человек остается в другом пространстве.
  2. Эпидемия цифрового аутизма. Дефолт-система, как самая социальная система, не активируется в достаточной степени, т.к. современный человек проводит больше времени с компьютером, чем в общении с другими. Когда первые I-phone начали появляться в 2007г. экранное общение еще тогда составляло восемь часов в день, а общение лицом к лицу — менее двух часов.

По данным исследования 2018г., если человек проводит в телефоне больше трех часов, у него резко увеличиваются депрессивные мысли и суицидальные наклонности. Для большинства людей присутствие в телефоне вызывает ощущения неполноценности, отчужденности, социального напряжения. Социальные сети влияют очень болезненно.

Израильские исследователи сравнили людей, пользующихся телефонами и людей, не использующих телефоны. Оказалось, что у первых присутствуют симптомы СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гипепактивности). А вторые, которые по заданию ученых три месяца пользовались телефонами, стали агрессивными, появилась настороженность в контактах с людьми, напряженность.

На Восточном Экономическом Форуме в Давосе, на котором с 1971 года обсуждаются ключевые вопросы современности, психиатр А.В. Курпатов озвучил проблемы цифровой трансформации.  Выводы, представленные участникам ВЭФ-2020:

  1. Изменения в потреблении информации влияет на мозг человека. Мир разделяется не только на богатых и бедных, но и на умных и глупых.
  2. В условиях глобальной цифровизации меняется структура социального взаимодействия. Переход от вертикальных систем в управлении и социальности, где есть верх и низ, к «горизонтальному» обществу влечет за собой потерю навыков к обучению.
  3. Изменения в коммуникациях вызывают цифровой аутизм, неразвитость эмоционального интеллекта и цифровую зависимость.
  4. Общая установка на гедонизм при неумении строить образы будущего ведет к тому, что люди неадекватно реагируют на свои провалы и рассчитывают на легкий успех. Всё это негативно сказывается на экономике и развитии цивилизации в целом.

Что делать?

А.В. Курпатов порекомендовал заниматься медитацией и практиковать осознанность для улучшения переключения между Дефолт системой и Центрально-исполнительной сетью. Помимо этих практик, необходимо улучшать свои социальные связи и использовать правила цифровой гигиены, которые сейчас должны стать нормой нашей жизни.

  • Психика
  • Интеллект

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Есть ли жизнь без гаджетов? Компьютерная зависимость.
Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся. По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.
01 окт. 2022 г.
Интеллект и его развитие
Способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи. 
06 июл. 2015 г.
Запрет на гаджеты. А как делаете вы?
Когда Стив Джобс еще был жив и руководил Apple, то запрещал своим детям слишком долго работать за iPad. Почему? Журналист The New York Times Ник Билтон во время одного из своих интервью со Стивом Джобсом задал ему вопрос: любят ли его дети iPad. «Они не пользуются им. Мы ограничиваем время, которое дети дома тратят на новые технологии», — ответил тот. Журналист встретил ответ на свой вопрос ошеломленным молчанием. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но все оказалось даже близко не так.