Консультация «Хочу уволиться!»

01 января 2010 г. в 13:14

Автор: Галина Кубанова

Выпускница Университета практической психологии

Утром, когда я (далее по тексту Г.К.) пришла на работу, администратор сообщила мне, что меня ждет наша сотрудница Елена Ивановна (имя изменено), чтобы поговорить. Предварительно она сказала, что хочет написать заявление на увольнение. Елена Ивановна работает у нас уборщицей второй месяц, спокойная, миловидная женщина, человек взрослый ей около 60 лет.

Прошу пригласить Елену Ивановну (далее по тексту Е.И.) в кабинет, для беседы.

Ниже приведена запись нашей беседы, курсивом выделены мои комментарии и пояснения.


​Г.К. Здравствуйте Елена Ивановна, проходите, присаживайтесь. Рада Вас видеть.

Е.И. Здравствуйте, Галина Муссаевна, я Вас с нетерпением ожидаю, чтобы сказать, что я хочу написать заявление на увольнение. Извините, но я не хочу больше здесь работать.

Г.К. Елена Ивановна, расскажите подробнее, что произошло, давайте попробуем разобраться. Заявление написать никогда не поздно.

Е.И. У меня не сложились отношения с коллективом, я так больше не могу, у меня сдают нервы. Коллектив такой недружелюбный, я не смогу работать.

Г.К. Елена Ивановна, Вас кто-то обидел? В чем проявляется недружелюбие коллег?

Е.И. Они издеваются надо мной!

Г.К. Можете привести пример?

Е.И. Ну вот, например, Ира (Ира тоже уборщица – коллега Е.И.) мне недавно сказала, что раздевалка грязная, а я там только что убрала. Таким ехидным тоном, я прямо разнервничалась.

Г.К. А как на самом деле? Там было чисто?

Запрос

Е.И. Чисто, только на стенке там пятна были какие-то, ну бумажка валялась. Но Вы понимаете, мне уже скоро 60 лет, а она моложе, почему она мне указывает.

Г.К. Правильно я Вас понимаю, что Вам не нравится именно тон, каким говорит Ира?

Е.И. Да, да и вообще это ее не касается, у меня вообще ощущение, что все за мной следят, замечают мои недоработки. Знаете, даже садовник Эля, тоже как-то на меня смотрит с удивлением и говорит: «я не понимаю тебя, почему ты с девочками не находишь общий язык».

Г.К. Елена Ивановна, а Вам важно чтобы она Вас понимала?

Е.И. Да нет, совсем не важно… Она вообще не из нашей бригады.

Г.К. Отлично, значит, этот вопрос мы опустим, скорее всего, это дежурная фраза Эли, ей хотелось поговорить, а у Вас не было желания. Так?

Е.И. Согласна, она любит всем поддакивать, а не знает о чем речь. Но Вы понимаете Галина Муссаевна, все-все против меня.

Г.К. Почему вы так думаете? Вы такой дружелюбный и спокойный человек, и коллектив уборщиков у нас подобрался очень хороший, дружный. Я уверена, что у нас есть все возможности исправить ситуацию. Давайте, определим наши задачи. Что может изменить ситуацию, чтобы Вам работалось комфортно.

Е.И. Вы понимаете, Галина Муссаевна, это началось с первого дня, на меня свалили всю тяжелую работу, ходят, ждут, когда я выбьюсь из сил. Делают мне замечания, радуются моим неудачам. Я бы убирала свой участок, а не те помещения, куда скажет бригадир, чтобы ни с кем не работать, было бы лучше и спокойнее мне.

Г.К. Елена Ивановна, насчет «своего участка», я Вам сейчас расскажу, почему это невозможно. У нас бригада и каждый сотрудник взаимозаменяем. Когда кто-то на выходном или в отпуске, мы не можем оставить без уборки какой-либо участок, согласны со мной?

Е.И. Да, конечно, это я понимаю.

Г.К. А, теперь давайте выясним ситуацию с физической нагрузкой. Я с Вами согласна, работа уборщика физически трудная, требования высокие, уборка нужна постоянная. Участки все одинаковые, распределены равномерно между всеми членами бригады. Скорее всего, потребуется время, чтобы адаптироваться. Мы ведь уже сняли эту проблему, когда Вы сказали, что Вам тяжело. Мы привлекли к этой работе работников с поломоечной машиной, перестроили очередность работ, сейчас Вам работать легче?

Е.И. Намного, сейчас я не так устаю, у меня меньше нагрузка. Спасибо, огромное.

Г.К. Очень хорошо, что с этим разобрались, Вы теперь все успеваете? Правильно?

Е.И. Да, теперь физически я не устаю, но вот девочки меня все время расстраивают, прямо все против меня.

Г.К. Прямо таки все (уборщиков в бригаде 10 человек)? А как ваш бригадир Аня, тоже также себя ведет?

Е.И. Ой, что Вы, Аню я уважаю, она так себя не ведет, она молодец. Еще Света, тоже хорошая, она тоже так не делает, разговаривает нормальным тоном.

Г.К. А если Аня или Света делают Вам замечания, Вы как воспринимаете?

Е.И. Нормально, это Анина обязанность следить за уборкой, а Света очень корректный человек, не язвит, ее замечания дружелюбные.

 

 

 

Г.К. Замечательно, я уверенна, что и с остальными коллегами можно построить хорошие отношения. Они поменяют свое поведение, если вы поговорите с ними откровенно и донесете им свое мнение. Давайте вместе поработаем.

Итак. Если я правильно поняла, Вас задевает, что Вам делают замечания коллеги? Тем более те, кто моложе Вас и еще и пытаются иронизировать?

Е.И. Очень задевает, я уже лекарства стала принимать успокоительные. Я же так хорошо убираю, стараюсь, у меня даже времени на обед не хватает, я просто все время работаю, а девочки курить ходят по 15-20 минут и обедают.

Г.К. Я Вас понимаю, это не легко, но я уверена, мы справимся с этой задачей! А обедать обязательно надо вовремя, ведь есть работа, которую можно перенести на вторую половину дня?

Е.И. Ну пепельницы можно пройти после обеда, мусор с этажей собрать. Действительно, у меня освободится больше времени, я буду спокойно обедать, а то я тороплюсь всегда.

Г.К. Очень хорошо, что Вы сегодня рассказали все свои мысли, часть из вопросов мы решили прямо сейчас, я Вас очень прошу, Елена Ивановна, говорите, что не получается. Если не получается что-то, будем вместе решать. А еще, я Вам хочу подсказать хороший способ реагирования на некорректные замечания Ирины. Давайте разберем ситуацию, о которой Вы рассказали вначале нашей беседы. Вы будете Ирой, а я буду Еленой Ивановной.

Е.И. (Смеется) Давайте!

Г.К. Говорите мне те слова, которые сказала Вам Ирина, тем же тоном, вспоминайте.

Е.И. «Ну что Лен, грязно в раздевалке-то, как же ты убирала, вот как ты убираешь!»

Г.К. «Да, Ирочка, спасибо тебе, что ты мне указала на мои недоработки, я действительно торопилась и пропустила это пятно и бумажку. Здорово, что ты внимательна к моей работе. Только, знаешь, делай мне замечания через Светлану, она бригадир и постоянно проверяет всю работу, которую мы делаем, мне так будет проще. Я действительно стараюсь делать работу хорошо, но пока еще опыта маловато».

Е.И. Я даже и не знаю, что Ира мне ответила бы на такие слова.

Г.К. Когда возникает такого рода разговор, отвечать лучше по принципу «Всегда Да, начинаем разговор с того, что говорим Да или синонима слова Да».

Это такой психологический прием, который снимает конфликтогены, то есть ситуации и слова, приводящие к конфликтам. Попробуйте такой прием, очень хорошо работает.

На самом деле Ира много раз проявляла свою дружелюбность в коллективе, думаю, что такой ответ ее заставит задуматься, как вести себя более корректно, она сейчас не в свойственной ей роли, а как из нее выйти сама не знает. Ваша дружелюбная реакция поможет ей сделать первый шаг.

Е.И. Я попробую так себя вести. А действительно, ведь когда я пришла Ира меня встретила очень хорошо, помогала учиться всему, ведь организация большая, столько новых людей, столько надо всего знать…

Г.К. Да, а теперь Вы все умеете, можно Вам поручить любой участок, и будешь уверена, что все будет сделано хорошо и вовремя. А теперь, я побуду опять в Вашей роли, а Вы станьте на позицию руководителя, то есть, на мою. Давайте я Вам расскажу о своих проблемах, а Вы посмотрите на ситуацию со стороны и предложите мне какое-то решение? Попробуем?

Е.И. Интересно, что у нас получится.

Г.К. Получится разобраться и принять самое лучшее решение. Начнем. (Предварительно просматриваю заметки, которые сделала во время беседы, начинаю разговор от имени Е.И.). «Галина Муссаевна, я хочу написать заявление на увольнение. Извините, но я не хочу больше здесь работать».

Е.И. Что случилось?

Г.К. У меня не сложились отношения с коллективом, я так больше не могу, у меня сдают нервы. Коллектив такой недружелюбный, я не смогу работать. Они на меня свалили всю тяжелую работу. Делают мне замечания. Я бы убирала свой участок, а не те помещения, куда скажет бригадир, чтобы ни с кем не работать, было бы лучше и спокойнее мне.

Е.И. Можно я буду говорить, только про, то, что меня сейчас волнует, про тяжелую нагрузку мы уже с Вами разобрались.

Г.К. Конечно, договорились.

Е.И. (Задумалась и улыбнулась). Знаете, Елена Ивановна, а может, Вы и сами дали повод так себя вести девочкам? Когда они к Вам подходили, да та же Ира, с предложением помочь, Вы отказывались, молча работали, хотя Вам было трудно, копили в себе обиду… Вам хотелось доказать, что Вы ничуть не хуже справитесь с работой, хотя по возрасту и старше всех. А когда Ира сделала замечание, это оказалось очень обидным.

Г.К. Но я же хотела хорошо все делать и быстро, а они все время замечают мои недоделки. Вообще, мне хотелось бы работать на определенном участке, чтобы ни с кем не контактировать.

Е.И. (Не замечая, что опять вернулась в свою роль энергично говорит): Так невозможно, же изолироваться совсем, все равно придется общаться, работа такая. Да и коллектив хороший, они все такие молодцы, друг друга заменяют в любой ситуации, вчера Света помогала мне, а в прошлую субботу я - Ире.

Г.К. Вы правы Елена Ивановна, Знаете, я услышала в Ваших словах обвинения в свой адрес, Вы действительно себя вините в ухудшении отношений с коллегами?

Е.И. Да, если честно, я сама во многом виновата, резко отвечала, наверно поэтому обозлила всех….

Г.К. Елена Ивановна, чувство вины деструктивное, не надо его в себе держать.

Е.И. Да я бы и рада, характер такой, переживаю по всякой мелочи.

Г.К. А я не так давно справилась с такой привычкой, очень быстро. Я же тоже по характеру была очень «переживательный человек»

Е.И. (с недоверием) Да как же справишься, я всегда такой была, вы себе не представляете, как это портит жизнь. Да и характер не меняется, он же такой, какой есть.

Г.К. Еще как представляю. Да я даже и Вас научу, только если действительно хотите поменять ситуацию. Для этого надо выполнять упражнение. Вы готовы поработать, это интересно, а главное помогает на 100%, если делать его постоянно в течение хотя бы 2-х месяцев.

Е.И. Хотя и сомневаюсь, но очень хочется попробовать.

А какое это упражнение?

Г.К. Елена Ивановна, лучше не пробовать, а делать, у Вас получится обязательно. Упражнение называется «Ошибочка». Как только захочется себя поругать, порасстраиваться из-за ошибки. Делаете ритуал: «Ошибочка. Я хорошая. Работать», давайте вместе.

Я расскажу смысл упражнения:

1. снимаем чувство вины

2. переводим в позитив

3. делаем все, чтобы исправить.

Сначала сделайте несколько раз дома, перед зеркалом, по поводу каких-то ошибок. А потом мысленно, когда будут возникать подобные ситуации, будете говорить себе это и отношение и к себе, и к другим изменится.

Е.И. Так просто?

Г.К. Просто, важно только выполнять его регулярно, а еще ставить цель, сроки и какой планируете результат.

Давайте вместе подумаем: сколько раз в день у Вас такие ситуации бывают.

Е.И. Раза три-четыре в день бывают.

Г.К. Хорошо, тогда 1 раз в день на этой неделе поделайте «Ошибочку», не важно когда, когда вспомните. Хорошо? Следующую неделю, уже 2 раза в день, а еще через неделю, каждый раз, когда чувство досады или вины у Вас будет, делайте упражнение.

Е.И. Спасибо, хочется, чтобы все получилось.

Г.К. Получится обязательно. Когда выполняешь упражнение, очень важен еще одно правило: контроль, отчет и критерий выполнения. Как будете контролировать выполнение?

Е.И. А как можно?

Г.К. Можно вечером продумать события дня, рассказать кому-то или записать в дневнике. Если есть хороший результат «награду» получить, а если не чем похвалиться - штраф (заранее продумайте, что это будет).

Е.И. Это как игра. Я могу с соседкой по общежитию это делать, но лучше буду писать в тетрадке.

Г.К. Да, похоже, только это хорошее, действенное упражнение. В тетрадку тоже хорошо писать, а потом Ваша тетрадь превратится в «Дневник успехов».

Е.И. А что это за Дневник?

Г.К. С радостью расскажу, только когда освоите «Ошибочку», давайте через месяц расскажете, что получилось?

А что касается служебных обязанностей, предлагаю еще внести небольшую поправку в вашу ежедневную работу. Давайте договоримся, что бригадир закрепит за вами конкретный участок, а в дни, когда необходимо, будет привлекать вас на других участках. Хорошо? Я вижу, что это вполне разумно.

Е.И. Спасибо, большое.

Г.К. А что будем делать с обедами? Перенесете часть работ на вторую половину дня? Или помочь Вам построить дневной график?

Е.И. Нет, пока мы разговаривали, у меня возникли идеи того, как все успевать, ведь девочки успевают. Знаете, еще я передумала увольняться, ведь причина конфликта и в моем поведении тоже есть. А что это я все жалуюсь, все наладится, я уже уверена. Знаете, я ведь уже купила билет домой, пойду сдавать после работы.

Г.К. Девочки тоже не всегда успевали, они просто научились, они дольше работают и когда-то тоже не успевали, все нормализуется.

С Вами одно удовольствие работать, в общении Вы интересный и доброжелательный человек. А к нашему городу Вы уже привыкли? (Е.И. проживает в общежитии нашей организации)

Е.И. Мне нравится город, он красивый, климат опять же хороший, у нас на Севере не так.

Скучаю, конечно, по своим местам, дети дома, внуки. Но я хотела бы здесь работать и жить дольше, вот только не получается. Люди здесь другие, но тоже хорошие. Спасибо Вам большое, мне надо было поговорить, а то я запуталась.

Г.К. Согласна с Вами, здесь люди очень разные, многие наши сотрудники из других регионов об этом говорят, поэтому надо адаптироваться. У Вас хороший характер, Вы человек спокойный и доброжелательный, поэтому это не составит труда.

Елена Ивановна, я очень рада, что Вы остаетесь, прошу Вас, заходите, когда возникают вопросы, будем решать вместе, да и просто заходите, когда будет настроение. У Вас пока мало знакомых, буду рада с Вами пообщаться.

  • Автор Галина Кубанова
  • Примеры консультирования
  • Конкретные случаи

Комментарии (1):

Азиза, 06 января 2015 г. в 13:35
Если это запись реального разговора, то это - достойно уважения!

Материалы по теме:

01 янв. 2013 г.
Консультация. Как настроить клиента на работу?
Как сделать так, чтобы клиент стал выполнять рекомендации консультанта?
01 окт. 2022 г.
Консультация. План действий
Разработка плана действий. Психологу нужно разработать два плана, которые он должен держать в голове. Первый - план того, что должен делать клиент для решения своей задачи. Второй - план того, как, в какой последовательности и в какой форме все это преподносить клиенту. Нужно обеспечить, что клиент смог план понять, принять, планом заинтересоваться и начать план реализовывать. Важный пункт - реалистичность плана для клиента. Насколько это легкое начало для него, насколько для него это посильные этапы? Многие клиенты не начнут ничего делать, если рекомендация психолога для них непонятна или сложна.
01 янв. 2006 г.
Методика и основные формы консультативной практики
Разговор о методике психологического консультирования может быть серьезным только в том случае, если мы говорим, о чем конкретно идет речь, а какой форме работы.
01 янв. 2010 г.
Муж не хочет работать — консультация
Наташа: Он (муж) человек положительный, хороший, но не решительный. Конституции он такой же, как и я: худой и очень много в детстве болел. Н.И. Козлов: Он нерешительный и ты нерешительная…
01 окт. 2022 г.
Муж не может определиться, жена в подвешенном состоянии
У меня есть подруга. Очень хороший человек - адекватный, умный, светлый, добрый. По образованию психолог. Иногда Автор своей жизни, иногда Жертва. Не так давно она попала в очень тяжёлую ситуацию. От неё ушёл муж, к её подруге. Я ей периодически помогала в качестве подруги и психолога по жизни. Поначалу это были в большей степени сеансы психотерапии (первые 2 раза). Потом я была занята, уезжала на сессию. Сама она звонить не слишком хочет «по причине гордой застенчивости». Но, когда совсем тяжело – просит о помощи.
31 дек. 2009 г.
Не складываются отношения с женщинами — ненависть к маме
У клиента не складываются отношения с женщинами. На вопрос об отношении к маме он отвечает, что он ее ненавидит. 
01 окт. 2022 г.
Психологическое консультирование, синтон-подход
Синтон-подход — это подход личностно-деятельный, где человек рассматривается как автор своей жизни, лично отвечающий и за свою внутреннюю жизнь, чувства и состояния, и за свое внешнее поведение, за свою жизнь в целом.