Концентрация: как повысить её у ребёнка?
Авторы: Н.И. Козлов, Е. Рыжова, психологи
Из чего складывается концентрация? Концентрация складывается из собранного тела и чётких задач.
Собранное тело — это в первую очередь красивая осанка и отсутствие лишних движений (подергиваний, переминаний с ноги на ногу, кивков, почесываний и тому подобных). Все непроизвольные движения отвлекают, в то время как правильные жестикуляция во время разговора — наоборот, приветствуются.
При отсутствии чётких формулировок или понимания к какому результату вы хотите прийти, — у вас также будет нарушена концентрация.
Применяйте эти требования и к себе, и к детям. Только если вы сами будете сконцентрированы — дети срисуют поведение с вас.
Посмотрите на тело вашего ребенка. Приучите ребёнка стоять ровно, не вихлять, не качаться. Две важные сферы, где ребёнка нужно приучать к собранности — это игры и выполнение домашних заданий, а также общение ребёнка с вами. Общаясь с вами, ребёнок должен смотреть на вас — это очень важно.
Теперь, что касается игр.
Есть три показателя правильных игр: правила, цели игры и есть возможность оценить успешность игроков — кто выиграл. Подумайте и напишите список таких игр.
Если ваш ребёнок играет в те игры, в которых нет этих параметров, тогда у него не будет концентрации, потому что у него нет четкой задачи.
Отучайте ребёнка от таких игр и приучайте к тем играм, где есть задачи.
Например, если ребёнок взялся за конструктор, и при этом он знает, что ему нужно выстроить определённую фигуру, у него есть чертеж, по которому он работает, есть детали которые нужно приспосабливать друг к другу по чертежу, то ребёнку будут понятны и задача, и правила, а вы в свою очередь сможете оценить, насколько он был внимателен и собрал все по чертежу.
Если ребёнок занят раскраской, то и тут ему можно задать критерии, по которым он будет действовать: закрашивать картинки так, чтобы не выходить за приделы рисунка.
На что еще стоит обратить внимание — так это на общее количество игрушек у вашего ребёнка. Если игрушек много и ребенок бегает от одной игрушки к другой, то у него точно не будет никакой концентрации.
Игрушек должно быть мало! Прежде чем взять новую игрушку ребенок должен убрать ту, в которую только что играл. Все игрушки должны быть аккуратно убраны на полки или в ящики, на полу ничего не должно валяться.
Перейдем к выполнению уроков: в первую очередь стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть свободным. Никаких посторонних разговоров и движений во время выполнения домашних заданий быть не должно — это все отрицательно сказывается на концентрации на уроках. Следите за тем, чтобы ребёнок не отвлекался во время выполнения домашних заданий. Если он все же отвлекается, то отправляйте его в угол — пусть там подумает.
С вялым и недовольным лицом ребёнок никогда не будет стараться выполнить уроки хорошо. Небрежное написание также никуда не годится. Поэтому ваша задача как родителей следить за тем, чтобы у ребёнка было довольное, собранное лицо, напоминайте ребёнку, что писать нужно красиво и требуйте от него выполнения.
Итак, повторим основные моменты:
- Следите в первую очередь за собой, за своей осанкой и четкими движениями.
- Следите за осанкой и собранностью у ребенка: убирайте лишние движения тела, следите, чтобы его взгляд был направлен на вас. Найдите правильные игры для своих детей.
- Следите, чтобы лицо ребенка было довольным во время уроков.
- Выполняя эти несложные правила вы повысите и концентрацию, и внимание у вашего ребенка!