Кнут и пряник, поощрение и наказание в воспитании детей
01 октября 2022 г., 21:33
Как модель воспитания, кнут и пряник - распространенная, но достаточно спорная модель.
Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой - наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, "кнут" разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а "пряник" приучает ребенка без награды доброго не делать... Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Дело воспитания идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы дрессировки.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
По мнению одного известного американского социолога, появление новорожденных на свет - это систематически повторяющееся нашествие варваров. Новорожденные не имеют морали, не могут вести себя в соответствии с общественными потребностями, им не знакома система моральных и прочих норм данного общества. Всему этому ребенка учат в обществе и, прежде всего, в семье. Существует множество форм обучения, основанных как на сознательном, так и на подсознательном восприятии, и среди этих всевозможных педагогических приемов на первом месте, естественно, стоит известный с древнейших времен принцип поощрения и наказания, о котором и пойдет речь в данной статье.
01 янв. 2006 г.
Строго говоря, "кнут и пряник" - не совсем тоже. что "награды и наказания". Под кнутом обычно понимается наказание открытое и больное, хотя наказания бывают и скрытые, и совсем не больные, а скорее дружные и веселые. Формулировка "награды и наказания" звучит мягче и воспринимается достаточно положительно, в то время как жесткая формулировка "кнут и пряник" вызывает достаточно негативные ассоциации.
03 февр. 2014 г.
Центральный вопрос разных моделей воспитания - вопрос о запретах и предписаниях. Сколько должно быть запретов, каких, насколько они обязательны? Что могут и должны предписывать предписания, а где оставлять детям возможность выбора, оставлять свободу? Идеальной модели, наилучшим образом подходящей любым родителям и любому ребенку - нет, но есть модели более проблемные, есть спорные, а есть достаточно удачные. Перечислим и откомментируем основные модели...;;