Как учить взрослых детей Любви с большой буквы?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Не все родители любят своих детей, по крайней мере — не всегда, не во всех ситуациях родители своих детей любят. Это факт. Но если говорить с точки зрения «должен», то «любить своих детей» — это родительская обязанность. Хочешь, не хочешь — но это твои дети, ты их родил (родила), теперь их нужно кормить, заботиться о их здоровье и образовании, воспитывать их и готовить к будущей взрослой жизни. Нормальные родители своих детей любить обязаны.
Но если дети уже выросли, если они уже стали совершеннолетними, то с формальной точки зрения родители свой долг, свою обязательную программу — выполнили. Понятно, если родители 18 лет любили своих детей, они не прекратят это делать, но долга любить своих детей на них уже нет.
А это значит, что у родителей появляется прекрасный повод начать учить Любви своих детей. Внимание, следите за логикой…
Наверное, сильно неправильно, если между родителями и детьми не будет теплых, искренних, близких отношений. Между детьми и родителями обязательно должны быть близкие и теплые отношения: но кто их должен создавать? Пока дети были детьми, эти отношения создавали родители — хотя бы потому, чтобы это была их родительская обязанность. После совершеннолетия детей на родителях этой обязанности нет, значит, пусть теперь за теплые и близкие отношения между детьми и родителями отвечают дети!
Уважаемые взрослые дети, вы готовы? Берете на себя эту работу?
В опыте нашей семьи дети удивились такой постановке вопроса, но вызов, по крайней мере на словах, приняли. Поинтересовались, зачем мы это решили делать. Мы в ответ спросили, важно ли им, чтобы они умели любить: не просто отвечать на любовь, а быть инициаторами теплых и близких отношений, творцами любви? Ответ: «Да, важно!»
— Но мы же это и так умеем?!
— А кто вас этому учил? На наш взгляд, мы учили вас этому мало. Мы 18 лет приучали вас пользоваться любовью родителей, ну когда-то отвечать на эту любовь, — и всё. Вы отличные дети, мы вами гордимся, но умения Любить, если иметь в виду не ту любовь, о которой идет переписка ВКонтакте, а Любовь с большой буквы, — этого умения Любить у вас еще нет. Впрочем, будем очень рады ошибиться и порадоваться за себя и за вас, когда вы нам свою Любовь продемонстрируете.
Для чистоты эксперименты мы, родители, теперь выходим из режима любви к вам и будем относиться к вам хорошо, но потребительски, как большинство детей относятся к родителям. То есть нам теперь не до вас, вы у нас на каком-нибудь пятом месте после других наших интересов, мы теперь можем на вас обижаться, относиться к вам по настроению: когда-то на ваше доброе отношение к нам ответить тем же, а когда-то принимать это как должное и не отвечать ничем, а то еще и недовольством...
Чтобы вы были в курсе ваших успехов, мы заводим теперь листок «Я люблю свою семью» и в нем будем записывать: 1) ежедневную оценку вашей любви к нам, родителям и 2) те задания и упражнения, которые мы бы вам рекомендовали учиться делать. Для начала даем вам такие упражнения:
- Каждое утро родителей встречаем, как любимых: радостным лицом, теплыми словами (желательно каждый раз разными), обнять, поцеловать.
- В течение дня, до вечера, пару раз поинтересоваться, чем помочь, найти поводы не менее трех раз нас поблагодарить и ни разу не упрекнуть.
Это — для начала. Потом будем нагружать другими заданиями. Играем?
... Играли год. Понятно, что не всё было легко, учебных упражнений пришлось придумывать немало, но главное — результаты. Результаты — отличные!