Как приучать детей к чтению
Статья в разработке
«Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются» Английские детские писатели
Почему первая книжка иногда не вызывает у детей интереса? Да потому, что в первое время пользоваться ею без помощи взрослых они еще не могут. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию. Найдите возможность записать ребенка в библиотеку. Поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем, сама библиотечная обстановка – все это складывается в своеобразный ритуал. Он поможет привить ребенку потребность в чтении.
Посмотрите, какие книги стоят на библиотечных полках. Насколько удивительны они! Это и исторические книги про рыцарей, и про любимых мальчишками динозавров, и книги по биологии, написанные в доступной для ребят форме, и любимые сказки, и многое- многое другое.… И вот мы, библиотекари, вместе с ребятами рассматриваем, читаем каждое книжное творение, предлагаем самим создать что-нибудь похожее, а то и более интересное.
Как известно, информационная среда обитания ребенка – книга, игрушка, игра. Поэтому на полках книжный ряд дополняют картинки, игрушки, а с маленькими читателями постоянно проводятся игры, викторины, конкурсы, простые по содержанию, но привлекающие внимание своей яркой, броской игровой стилистикой. Например, игра для дошкольников «ЗАГАДКИ СЛАДКИ»: на табличках, сделанных в виде больших конфет напечатаны четверостишья из известных детских стихов, в которых пропущены названия различных сладостей. Библиотекарь читает стихотворение, а ребёнок заканчивает строчку. Здесь же стоят книжки со стихами этих поэтов. Приз за этот конкурс тоже сладкий – конфета.
У меня зазвонил телефон
- Кто говорит?
- Слон.
-Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
(Корней Чуковский)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала -
Он с утра ………………
(Агния Барто)
Для читателей постарше забавными и познавательными являются литературные викторины, на которых дети отгадывают кроссворды, отвечают на занимательные вопросы по произведениям, выполняют творческие задания. Как бы дети смогли во всем этом участвовать, если бы не читали книг?!
Советы родителям: учим читать ребенка легко и с удовольствием
(История найдена на просторах интернета, автор Яна Катаева)
Мы со своим старшим сыном постепенно готовимся к школе. Однажды я дала почитать ему книжку для начинающих читателей, попросила прочесть два абзаца.
Рося запнулся, расстроился и наотрез отказался продолжать читать. Я стала его убеждать, что у него все получится, что всегда поначалу трудно, что читать – это здорово, и так далее…
Рося еще больше упрямился и раздражался. Мы были близки к ссоре. И тут я опомнилась и сказала:
-Сынок, ты не хочешь читать эту книжку. Как думаешь, тебе вообще важно научиться быстро читать?
-Да.
-А что тебе это даст? Что тогда станет возможным для тебя, чего ты сейчас не можешь?
-Смогу мультики искать в ютубе и видео про лего.
-Как нам с тобой так придумать, чтобы и читать тренироваться и не ссориться из-за этого? Давай ты вместо книжки будешь мне эти карточки давать? (Примечание: карточки со словами, которые мы вытягиваем по очереди, и получаются смешные предложения типа «корова моет кудри»). Ты их будешь читать?
-Да.
-Сколько предложений за раз?
-Ну, давай пять.
Я решила, что пять простых предложений за раз без нервов – это гораздо лучше, чем больше и сложнее, но со ссорами и не так прочитанные.
Мы стали регулярно играть в эти карточки. Рося соглашается охотно, ведь это было его решение. Скорость чтения растет-)
Несмотря на то, что мой ребенок очень подвижный (жуткий непоседа), мне все же удалось его приучить к чтению книг. Поначалу было тяжело его даже усадить рядом с книгой, приходилось читать в пустоту, т.к. я читала, а он занимался своими игрушками, естественно не слушая меня! Потом ситуация поменялась, но незначительно. Его стало интересовать, что же там мама и так интересно рассказывает, подходил и заглядывали в картинки. В конце концов, мы стали вместе их читать, а совсем стало хорошо, когда он сам ко мне подходил и просил прочитать ему ту или иную книгу! Сейчас у нас чтение занимает примерно 2 часа в день, и читаем, мы разные книжки, любим, открывать для себя новые и интересные сказки! Сейчас, читая ему его любимые сказки («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»), мы самостоятельно заканчиваем предложения и можем рассказать сказку по картинке!
Самые важные вещи, которые стоит учесть, приучая ребенка к книгам.
Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос! Поэтому младенцы очень любят стихи! Стихи – это мир гармонии такта, они действуют на детей умиротворяющее.
Важно на время чтения выключать все отвлекающие приборы, такие как телевизор, радио и иные источники звука.
Дети – маленькие консерваторы, поэтому очень важно менять репертуар, читая ему разные книги, а не одно и то же!
Очень важно, чтобы книга была с картинками, т. к. маленькому ребенку порой, очень сложно, бывает представить те или иные события, а картинки тем самым дополняют рассказ или сказку. Показывайте на картинках те действия, о которых вы только что прочитали, обсуждайте с ним прочитанное.
Показывайте на личном примере, что чтение это хорошо и интересно! Что мама и папа тоже очень любят читать!
Выбирайте книги, которые интересны вашим детям, учитывайте их предпочтения.
Многие считают, что научив ребенка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам. Это не так! В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует!
Как говорится: «Всему свое время!»
Комментарии (1):
Очень интересная статья! Спасибо!