Как опытные руководители воспитывают своих детей

07 августа 2020 г. в 15:50

Интервью Ольги Паратновой. Беседу вел проф. Н.И. Козлов

Козлов Н.И.: — Ольга, я всегда восхищался тобой не только как руководителем, но и как мамой. Я хотел бы, я просил бы тебя, чтобы рассказала главное из своего родительского опыта.

Ольга П.: — Я, Ольга Паратнова, — руководитель со стажем. За моей спиной 22 года управленческой работы. Когда появился первый ребенок, у меня был девятилетний опыт работы руководителем. Сейчас у нас с мужем четверо детей, из них самому старшему 13. Мой управленческий опыт помогает  мне дома в воспитании детей. Ключевыми принципами воспитания детей я и хочу с вами поделиться.

Принцип первый: информированность.

Я давно заметила, что когда я даю только часть информации, то и дети, и сотрудники начинают додумывать не в ту сторону. Поэтому я всегда рассказываю, что и почему нужно делать. Мне важно, чтобы дети делали то, что я прошу с пониманием смысла, потому что тогда они делают сами, без моего контроля и с более качественным результатом.

У нас в семье дети знают, что мама с папой никогда не моют посуду. «Как?! Это нечестно», — сказали как-то они. Тогда мы все вместе сели и расписали на листе все функции папы и мамы. Например, закупка продуктов, готовка и много того, что дети не видят. Мы открыто прописали папины и мамины семейные обязанности, и оказалось, что их явно больше, чем обязанностей всех детей, вместе взятых. Это принесло свои плоды, так как недавно младшая дочка (ей 5 лет) сказала, что график дежурств несправедливый.  Она заявила: «Я считаю, что вы с папой вообще не должны мыть посуду. Вы моете по субботам и воскресеньям, а это нечестно, потому что у вас много других задач. Давай переделаем график так, чтобы посуду всегда мыли дети».

Принип второй: самостоятельность.

В нашей семье все дети, как только они на это физически способны, сами себя обслуживают.

Например, в три года ребенок уже точно должен пробовать заправлять кровать. Пять лет назад я организовала, чтобы они сами следили за своей одеждой. Есть специальное время: суббота утро, когда они должны сами перебрать свои шкафчики и комоды, навести там порядок, все грязное белье отнести в стирку. Потом младшие его стирают. Им очень нравится сортировать белье, запускать машинку и развешивать. Дети в 5 и 8 лет легко с этим справляются. А старшие все утюжат. Весь этот цикл проходит за субботу — воскресенье. В понедельник чистая одежда висит в их шкафах. Когда я дома, я это координирую, подсказываю, например, что как гладить. Но когда я уезжаю на тренинг, к моему возвращению все сделано. Эти процессы работают без нас.

— А старшего назначаешь?

— У нас в семье, если я назначаю старшего, то начинается много внутригрупповых разборок. Например, младший сын тотально не готов слушаться старшего. И у меня нет такой цели. Мне достаточно, что слушаются меня. Когда распределены зоны, я не назначаю старших. Но когда мы с мужем уезжаем и оставляем детей одних, мы обязательно назначаем старшего. Т.е. старший есть тогда, когда процессы нечеткие.  А когда процессы четкие, тогда проще не назначать.

— Оля, хорошая ли привычка то, что младший не хочет слушаться старшего?

— Мне кажется, что по многим вопросам нет одного ответа. Как раз еще один из наших принципов — это ориентировка на цель. Мы с супругом еще 12 лет назад определили три основных качества, которые мы хотим развивать в детях: здоровье, осознанность и свобода мышления. Когда я смотрю на какое-то событие, я всегда думаю, работает ли оно на эти цели или нет. Иначе очень тяжело разобраться, что хорошо, а что плохо в воспитании. С моей точки зрения, если я буду заставлять младшего слушаться старшего, то это вместо свободы мышления даст ему умение подчиняться.

Чтобы ребенок вырос здоровым, эффективным и счастливым, в детстве должен иметь сформированный авторитет взрослого. Он должен уважать взрослого и подчиняться. Тогда он сможет в жизни ставить собственные цели и идти к ним, т.е. подчинить себя себе. Родителей дети должны слушаться обязательно. Если нет авторитета родителей, то это нужно исправлять. А подчиняться старшему брату — это другое. Это не авторитет взрослого. Это авторитет того, кто чуть-чуть старше тебя.

Принцип третий: позиция Творца

Несколько лет назад мы объединились с несколькими семьями, в основном многодетными, и строим собственный поселок со своими правилами жизни. Когда-то я задумалась, как я хочу жить, если возможно все? - и нафантазировала этот поселок. Представьте такое место, где дети свободно гуляют, где бы они ни были, там единые педагогические принципы, близкие для вас. И одна из главных идей этого поселка — чтобы наши дети выросли Творцами и Авторами своей жизни. В городе мне было колоссально сложно беречь детей от вируса потребительства. Наши дети с детства самостоятельные, творческие и независимые от гаджетов. Мы растим их для больших дел и большой и осмысленной жизни.

Принцип четвертый: управление по критериям.

Очень часто мы ставим для других задачу, описываем путь, но цель не показываем. Соответственно, человек цель всех действий и не видит. Тогда мы перегружены принятием множества решений и ответственностью, а наш сотрудник/ ребенок деградирует, перестает думать,становится просто исполнителем. Поэтому лучше думать, какого результата мы хотим добиться и озвучивать другим именно его. А уже путь для достижения этого результата они могут выбирать сами. Это называется управлением по критерию.
Управление по критерию дает много свободного времени руководителю, самореализацию подчиненным и детям, позволяет распределять ответственность.
Два примера управления по критерию:

В компанию нужны 3 сотрудника в отдел продаж. Обычно руководитель сам сразу начинает думать: они должны быть с опытом продаж от 2х лет, с опытом продаж в нашей сфере, умеющие преодолевать возражения. И озвучивает hr готовое решение, не называя желаемый результат. Hr берет таких людей. Через пару месяцев шеф недоволен. А hr оправдывается: «Я же взял таких, как ты сказал». При управлении по критерию эта ситуация выглядела бы иначе. Руководитель поставил бы задачу так: «Ты должен взять 3х менеджеров, чтобы через 2 месяца каждый мог продавать на $15 000 и проработать у нас не менее года». Тогда уже hr начинает размышлять, каких ребят нужно взять, чтобы достичь этих показателей. Он сам работает лучше и ответственность за результат на нем.

Недавно мы на автомобиле поехали семьей на юг. Ехать далеко. Понятно, что всю дорогу дети будут спрашивать: «А долго еще ехать?». И этим вопросом утомят нас больше, чем дорога. Поэтому я собрала детей и сказала, что для меня важно, чтобы за время дороги от них ни разу не прозвучали фразы: «Когда мы приедем?» и «Сколько нам еще ехать?». Что мне важно, чтобы в пути никто не жаловался на скуку. Я поставила им задачу и сказала, что для этого каждый может взять только пять предметов в дорогу. Это был такой интересный процесс, когда дети выбирали, что бы им взять. Мы отлично провели время в дороге, и дети не жаловались.

Управления по критериям —  это базовая компетенция руководителя и родителя.

Так с мужем воспитываем своих детей мы. Советую и вам продумать и подобрать такие принципы воспитания, делающие ваших детей сильными, а вас — свободными и счастливыми.

  • Родители и дети

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Хочу отдать ребенка в четыре кружка. Выдержит?"
24 дек. 2020 г.
Насильно впихивать в ребенка интересы не получится.
0Подробнее →
Картинка к "Как развивать годовалого ребенка?"
29 дек. 2020 г.
Смотрите, что́ ваш ребенок может переварить, а что нет?
Картинка к "Дети в семьях учителей и военных"
17 дек. 2021 г.
Самые несчастные дети — в семьях учителей. Почему?
Картинка к "Как правильно общаться с подростками?"
22 дек. 2021 г.
Часто родитель, получая локальную пользу, теряет глобальный контакт с ребенком.
Картинка к "Особенности воспитания «замкнутого» ребенка"
22 дек. 2021 г.
Ребенок этого склада – белая ворона в коллективе.