Как бы ты поступил? Сам себе психолог

27 октября 2020 г. в 13:24

.

Авторы: Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков, психологи

Приобрести книгу на ЛитРес

Предисловие для родителей

Эта книга имеет необычный жанр. В ней приводятся шестьдесят коротких эпизодов – типичных ситуаций из повседневной жизни детей и подростков. «Герои» историй что-то делают, говорят, переживают. Каждая история завершается вопросами. В них читателю предлагается оценить поступки и чувства героя, сравнить себя с ним, подумать, как бы он сам поступил в такой ситуации. Здесь возникает хороший повод обсудить свои мысли с кем-нибудь – другом или родителем.

Замысел книги состоит в том, чтобы направить внимание детей (и родителей) на проживание и обдумывание таких понятий, как честность, справедливость, добро, сочувствие, и др.

Предисловие для детей

Дорогой читатель!

Эта книга не совсем обычная. В ней много вопросов и не очень много ответов. Отчего это так, ты узнаешь дальше.

Вопросы часто появляются в твоей жизни, ведь не всегда в ней все идет гладко. Бывает, не знаешь, как поступить, что сказать, как справиться с обидой или неуверенностью. Бывает, что чувствуешь вину, а в другой раз, наоборот, тебе показалось, что несправедливо обошлись с тобой, и тогда хочется делать все наоборот и всем назло! Многое из этого ты держишь в себе, потому что не с кем поделиться, и вообще, не хочешь жаловаться, чтобы не выглядеть слабым!

Эта книжка написана как раз для тебя, чтобы обсудить то, что тебя волнует. В книжке много коротких историй из жизни ребят примерно твоего возраста. Герои этих историй что-то делают, говорят, думают.

В наших коротких историях ты получишь возможность посмотреть на других ребят как бы со стороны и сравнить себя с ними. Сделать это тебе помогут вопросы, адресованные лично тебе. Постарайся на них ответить, они подтолкнут тебя к размышлениям о себе, собственных поступках и словах.

Желаем тебе интересного путешествия по этой книжке!


Ситуация 1

Учительница вышла на минуту из класса и задержалась. Ребятам надоело ее ждать, и тогда Рита предложила: «Давайте все громко топать!» Учительница вернулась и строго спросила: «Кто это придумал?! Будете сидеть, пока не признаетесь!» Рите было страшно признаться, но через минуту она поняла, что из-за нее будут наказаны все ребята!

Вопросы:

– Как ты думаешь, призналась ли Рита?
– А ты на ее месте как бы поступил?

Рита попала в неприятную переделку. Чем дольше все ребята будут сидеть под грозным взглядом учительницы, тем больше будет накаляться обстановка. А признаться страшно, что с ней сделает учительница – неизвестно. Как говорится, между двух огней!

Я знаю девочку, которая в похожей ситуации встала, прямо посмотрела в глаза учительнице и сказала: «Это я придумала!» Какой-то выговор она потом получила, а в тот момент учительница помолчала, сказала: «Садись!» – и стала дальше вести урок. Думаю, учительница оценила смелость девочки, что она преодолела страх и призналась.


Ситуация 2

Митин папа болеет за «Спартак», а мама всегда сочувствует команде, которая проигрывает. Папа говорит, что она «неправильный болельщик», потому что в спорте нет места для жалости.

Вопросы:

– А ты как думаешь?
– По-твоему, сочувствовать и жалеть – это одно и то же, или разное?

Люди часто болеют за какую-то одну, свою, команду. Однако некоторым нравится подбадривать более слабых, болеть за них. Кое-кто предпочитает болеть за более сильную команду, чтобы больше радоваться успехам и меньше огорчаться неудачам. А кому-то нравятся красивые моменты в игре, и они его радуют больше, чем выигрыш. Вряд ли правильно что-то одно. Мне кажется, разные люди имеют право болеть по-разному и не нужно никого обвинять.

Спортсмены, вероятно, не очень жалеют противника, да и себя тоже, зато есть правила, в рамках которых надо держаться. Правила созданы так, чтобы охранять каждую сторону от травм, насколько это возможно.

В спорте можно сочувствовать человеку, который очень хочет выиграть, очень старается. Хочется его подбодрить, ты ему определенно сочувствуешь, но мне кажется странным его жалеть. А когда дело идет к проигрышу и проигрывающие очень огорчаются, действительно, не знаешь, сочувствовать, жалеть или думать, что в соревновании всегда кто-то проигрывает, без этого не бывает.


Ситуация 3

У выходной двери Петя обогнал бабушку с палочкой. Он очень торопился, и хотел проскочить мимо. Но потом подумал: одна минута не решит дела, а потом будет стыдно вспоминать, как хлопнул дверью перед самым носом бабушки! Остановился и придержал дверь.

Вопросы:

– Вспомни случай, когда ты что-то сделал, а потом тебе стало стыдно.
– Был ли у тебя хороший случай, когда ты вовремя подумал, остановился и поступил правильно?

Бывает ли так, что с сожалением думаешь: можно было вести себя по-другому? Со мной бывает. Недавно вот я проголодался, хотел поскорее поесть, а никто на это не обращал внимания. Я стал ворчать на всех, а потом подумал: «Надо было просто громко сказать, что мне хочется поскорее сесть обедать, а не раздражаться по мелочам» – так вот неудачно получилось!

«Вовремя подумать», я не сомневаюсь, у тебя бывает, – и у меня тоже. Такие случаи труднее вспомнить, они забываются, так как все хорошо кончилось, жалеть не о чем. Хотел заругаться, и остановился, сказал про себя: «Стоп!» – и этим закончилось.


Ситуация 4

Маша зашла за Тоней, та прокопалась, и в результате обе опоздали в школу. Тоня переживала, что подвела подругу.

Вопросы:

– Что Тоня могла бы сказать Маше?
– Бывало ли, что ты кого-то подводил?

Тоня не только сама опоздала, но с ней опоздала и Маша. Тоня, мне кажется, могла бы сообразить сказать Маше: «Ты не жди меня, мне еще надо собираться, вдруг мы не успеем вовремя! Лучше ты иди, чтобы нам обеим не опоздать». Но такие мысли часто приходят потом, когда уже все случилось.

Бывает, забываешь о том, что человек тебя ждет. Читаешь что-нибудь интересное, увлечешься или «завязнешь в компьютере». Потом встряхнешься, вспомнишь, что тебя ждут, и скорей-скорей собираешься, чтобы быть не очень виноватым. Думаешь: «Хорошо, что вспомнил, не сильно опоздаю, а то совсем бы подвел человека!»


Ситуация 5

Миша много раз обещал вернуть книгу Коле, но так этого и не сделал. Коля сердился, но не хотел ссориться.

Вопросы:

– Какими словами ему лучше напомнить Мише о книге?

Выбери:

– «Ты все только обещаешь!»
– «Когда же ты, наконец, ее принесешь?!»
– «Послушай, мне очень нужна эта книга».

Предложи свой вариант!

Коля хотел в этот раз сказать как-то по-особенному, достучаться до Миши. Что же выбрать? А что почувствует Миша, когда услышит Колины слова – может быть, стоит представить себя на его месте.

Вот если бы тебе кто-то сказал: «Ты все обещаешь, а не делаешь!» Слышать такое неприятно, даже если это правда. Тем более второй вопрос звучит сердито. Миша, скорее всего, снова пообещает, однако неприятное всем хочется поскорее забыть, не сохранять в памяти – вполне возможно, он снова забудет. Пожалуй, это не самая удачная фраза. Какие же слова весомы и не создают столь неприятного впечатления?


Ситуация 6

Лере исполнилось 7 лет. Теперь родители доверяют ей забирать брата из садика. Она этим гордится, чувствует себя самостоятельной.

Вопросы:

– Какое дело ты бы хотел, чтобы родители тебе доверяли?
– Что ты уже готов делать и решать сам?

Родители Лере доверяют потому, что она справляется. Они в этом убедились. Каждый знает – если хочешь, чтобы тебе доверили что-то делать, надо научиться это делать ответственно и хорошо. Несомненно, такие дела есть, ты ведь растешь и умеешь делать все больше и больше.

Может быть, надо иногда говорить родителям: «Я хочу научиться вот это делать хорошо, чтобы потом вы мне позволили справляться самостоятельно!» А иногда стоит сказать: «Я ведь это умею, дайте мне сделать самому, пожалуйста!»


Ситуация 7

Рая встревожилась, увидев, как два незнакомых малыша лижут снег, а взрослых поблизости нет. Она подошла и сказала детям, что снег есть нельзя, можно простудиться!

Вопросы:

– Правильно ли поступила Рая?
– Тебе случалось озаботиться действиями какого-нибудь ребенка? Расскажи.
– Как ты думаешь, стоит ли вмешиваться в поведение чужих малышей?

Малыши лизали снег, и их никто не останавливал. Хорошо, что рядом оказалась Рая. Если бы мама детей была неподалеку, Рае лучше было бы обратиться к ней и сказать: «Посмотрите, что делают ваши малыши!» А тут ей пришлось самой остановить ребят.

Вмешиваться в дела других людей не очень приятно. Однако и взрослому, если он не замечает опасности, стоит сказать: «Осторожно! Обратите внимание!» – и указать на опасность, я так думаю.


Ситуация 8

Младший брат разрушил башню из кубиков, которую Ваня старательно строил. Ваня хотел было на него рассердиться, но сдержался.

Вопросы:

– Что помогло Ване сдержаться – что он мог подумать или сказать себе?
– Вспомни какой-нибудь случай, когда ты рассердился, но сдержался.

Сказано «хотел рассердиться», может быть, даже начал сердиться, но не стал возмущаться, ругать младшего – сдержался.

Вряд ли ему стало просто смешно, хотя так иногда бывает. Скорее, он был огорчен, но подумал, что такому маленькому не объяснишь, как ему хотелось построить очень высокую башню и как это было трудно!

Сдержаться не всегда удается, гневу поддаешься не замечая этого, часто ничего подумать не успеваешь. Хотя с возрастом учишься владеть собой, даже когда подступает гнев.


Ситуация 9

Катя гуляла и подумала, что пора идти домой. Но часов у нее не было, а спросить у прохожих она стеснялась.

Вопросы:

– Какими словами лучше спросить Кате:

  • «Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?»
  • «Простите, который сейчас час?»

Предложи свой вариант!

Бывают ли ситуации, когда ты стесняешься спросить?

Катя стеснялась спрашивать незнакомых. Признаться, я тоже делаю это с опаской. Сначала присматриваюсь. Если молодой человек идет бодро, чуть вприпрыжку, посматривает на часы, он спешит, зачем его останавливать. Или идет важный сердито-солидный господин с недовольным выражением лица. Лучше его не беспокоить, может, у него плохое настроение.

Вообще, мне проще обратиться к женщинам. Правда, если она идет с тяжелыми сумками, то ей хочется дойти поскорее, ее не стоит беспокоить. А если женщина сидит, и ее малыш рядом играет – то тут удобный случай спросить. Только не стоит вставать между ней и малышом – важно не мешать ей на него посматривать.


Ситуация 10

Двое приятелей подговаривали Игоря не дружить с Васей. Игорь под давлением ребят согласился, но внутренне мучился, так как Вася ему нравился. В конце концов, он решился и сказал прямо: «Знаете, мне Вася нравится, и я буду с ним дружить!»

Вопросы:

– Понравился ли тебе ответ Игоря? Чем?
– Удается ли тебе иногда отстоять себя?

Игорь оказался в трудном положении. Приятели стремились помешать ему дружить с Васей. Игорю пришлось выбирать: подстроиться под их желание – или настаивать на своем. Ему было трудно, но он решился быть верным другом и сказать прямо. Это потребовало мужества.

Часто несговорчивость осуждают, как будто всегда надо соглашаться с приятелями, со взрослыми, с большинством. Мне кажется, уметь настаивать на своем и сопротивляться давлению очень нужно. Это иногда страшно и требует мужества. Однако такое умение не раз пригодится в жизни, особенно когда вырастешь. Взрослых, которые легко соглашаются с окружающими, которых всегда можно «продавить», не очень уважают.


Приобрести книгу на ЛитРес

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Честность в мужской и женской культуре (закрытый архив)"
17 апр. 2020 г.
Врать себе у мужчин практически не принято. Среди женщин это распространено. Почему?
0Подробнее →
27 окт. 2020 г.
Семья, общение, воспитание. 
28 окт. 2020 г.
В книге собраны 60 типичных ситуаций из жизни детей и подростков. Их разбор поможет детям усвоить такие понятия, как честность, справедливость, добро, сочувствие и др. Фрагмент книги Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков.
28 окт. 2020 г.
В книге собраны 60 типичных ситуаций из жизни детей и подростков. Их разбор поможет детям усвоить такие понятия, как честность, справедливость, добро, сочувствие и др. Фрагмент книги Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков.
28 окт. 2020 г.
В книге собраны 60 типичных ситуаций из жизни детей и подростков. Их разбор поможет детям усвоить такие понятия, как честность, справедливость, добро, сочувствие и др. Фрагмент книги Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков.
28 окт. 2020 г.
В книге собраны 60 типичных ситуаций из жизни детей и подростков. Их разбор поможет детям усвоить такие понятия, как честность, справедливость, добро, сочувствие и др. Фрагмент книги Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков.
Картинка к "Общие вопросы воспитания ребенка"
21 мар. 2022 г.
Видеоролики плохого детского поведения. Подсказки психологу-консультанту о воспитании детей. 
0Статья закреплена сверхуПодробнее →