Использование ассоциаций в словесной импровизации
Книга Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»
Глава 4. Словесная импровизация
Прием заключается в том, что вы используете любую ассоциацию, связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову.
Понятно, что нужно подбирать не любые, а наиболее близкие к теме и интересные ассоциации. Если возникла заминка и вы затрудняетесь сказать что-то по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее.
Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середка — основная тема, лепестки — ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью...
В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы. Построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.
Например, маленький ребенок вас о чем-то спрашивает. А вы ему сухо отвечаете только по делу, точно на заданный вопрос. Насколько ребенок получит то, что хотел бы получить? Если же вы, отвечая, затронете несколько близких тем, связанных с вопросом, то шансов, что вы дадите ребенку нужную, понятную для него и запоминающуюся информацию, гораздо больше.
Аудитория в чем-то тот же ребенок и часто нуждается не в точной, конкретной информации, а в дополнительных сведениях, связанных с основной темой. Если оратор включает в свое выступление эти, казалось бы, не всегда имеющие отношение к делу ассоциативные отступления, то за счет более широкого охвата темы он зачастую дает больше нужной и полезной для слушателей информации.
Разберем пример:
Пусть нам нужно поимпровизировать на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?
Погода...
Например, появляется ассоциация «прогноз погоды», и начинаем.
«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно. Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут...»
Поговорили... Задаемся вопросом, а какие еще есть ассоциации, связанные с погодой? И, предположим, вспоминаем про «глобальное потепление».
«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та, что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год».
Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? Пусть «погода — традиционная тема для начала беседы».
«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому, что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике, более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей, начинаются с обсуждения погоды...»
На всякий случай комментарии:
Желательно, чтобы ассоциации были как можно ближе к центральной теме. Если они будут слишком оторванными от предыдущей темы, то это будет резать слух.
Но, кроме того, нужно, чтобы они были не слишком примитивными и очевидными, иначе слушателям будет просто скучно. Чем оригинальнее ассоциации, тем интереснее слушать.
Задайте аудитории риторический вопрос
Вот мы говорим-говорим — и вдруг потеряли мысль или срочно нуждаемся в паузе, чтобы обдумать, что говорить дальше. Один из самых простых способов взять эту паузу — задать аудитории риторический вопрос. См. →
Остальные главы этой замечательной книги мы не выкладываем по просьбе автора.
Приобретайте эту книгу интернет-магазине