Инвалид: особенность тела или состояние души?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Инвалид — человек с серьезными физическими недостатками, лишающими его возможности вести нормальную для других людей жизнь.
Очень важно не путать человека-инвалида и человека в позиция Инвалида. Автор этой статьи — инвалид, в моей семье еще два инвалида, но мы себя инвалидами не называем, инвалидами не считаем и по жизни инвалидами не являемся. С другой стороны, многие люди, даже не имеющие физических недостатков, склонны вставать (падать) в позицию Инвалида и требовать к себе особого отношения. Они хотят, чтобы люди видели их трудности, и не хотят сами видеть трудности окружающих. Они любят, когда заботятся о них, но не любят сами заботиться об окружающих.
Позиция Инвалида — душевное состояние, когда человек использует свои жизненные затруднения и играет на жалости окружающих с тем, чтобы получить дополнительную внимание и помощь. Позиция Инвалида — усиленная позиция Жертвы.
Как относиться к позиции Инвалида?
Нередко позиция Инвалида оказывается случайным поведением, некритически освоенным в процессе социального подражания, и при правильной коррекции вполне может быть снята.
Дети часто любят разыгрывать позицию Инвалида. Упал, ушиб коленку, начал орать и хромать: «А-а-а! Мама!!» — воспроизводя то, что видел уже неоднократно.
Пока ребенок еще не заигрался, его вполне можно поправить. Спокойно и оперативно посмотрели его коленку, похвалили: «Классно упал!» и дали инструкцию: «Кончай рыдать!». Предупредили: «Если будет продолжать болеть, скажи, пойдем домой, обработаем ранку перекисью. Пойдем?» — После этого обычно рыдания прекращаются, глаза становятся ясными, позиция Инвалида закончилась.
Как относиться к людям, имеющим реальную инвалидность?
Душевно здоровые люди, физически являющиеся инвалидами, обычно с благодарностью принимают при необходимости помощь, но не любят и не принимают жалость. «Мы — не дефективные! Мы — не неполноценные!» — говорят они, требуя видеть в них полноценных людей. Они не хотят вставать в ряд с попрошайками, нашедшими в своей инвалидности способ стать Паразитами.
Относиться к инвалидам с уважением — это помогать им и заботиться о них, не унижая их жалостью.
Рассказ: «У меня ученица есть, она на костылях, ходит медленно, особенно по лестнице. Я, когда иду на мой же семинар, встречаю ее, спрашиваю на бегу: «Тань, помочь?». Она неизменно отвечает: «Нет». Она же сама может, только медленно».
Дискуссионный материал
Из журнала Сноб: «Самое сложное — это равноправие. Благожелательному, информированному и толерантному здоровому человеку крайне трудно общаться с инвалидом на равных. Здорового я могу назвать дураком, бездельником, вором, а инвалида — нет. Это будет считаться дискриминацией, даже если означенный инвалид действительно дурак, бездельник или вор. Над слабостями здорового я могу шутить, над слабостями инвалида — нет. Будет считаться дискриминацией. Когда светская обозревательница Божена Рынска хамила в своем блоге государственным чиновникам, публика воспринимала это с восторгом. Когда нахамила инвалидам, была обвинена чуть ли не в фашизме. Даже когда директор Пушкинского музея Ирина Антонова заявила, что не будет устанавливать на парадной лестнице подъемник для инвалидных колясок, ее обвинили в дискриминации инвалидов.
Равноправие — сложнее всего. На пути к равноправию вполне ведь можно в «Острове сокровищ» Слепого Пью политкорректно переименовать в Слабовидящего Пью, а к колокольне Джотто во Флоренции присобачить лифт для инвалидов. Равноправие труднее всего, потому что для него нужна самая трудная в человеческом обществе вещь — разумность.
Если человеку не создают специальных условий для того, чтобы он реализовал свое право, то это не дискриминация (его никто ни в каком праве не ограничивает), а отказ от содействия в реализации права. Вы, когда проходите мимо такого же человека, который на коляске не может попасть в необорудованное помещение, дискриминируете его или не помогаете ему? Каждый человек имеет право на высшее образование, но государство не гарантирует, что каждый его получит, а предлагает самому решать проблемы со своим образованием — это дискриминация, или не оказание помощи? Каждый имеет право на жилье, но не каждый его имеет — это дискриминация? Если кто-то не предложил бездомному разделить с ним его кров, то это дискриминация? Когда кто-то выстроил дом и не предусмотрел спец. средств для колясочников, то он проявил пренебрежение к проблемам инвалидов, а не неприязнь к инвалидам. Люди сплошь и рядом проявляют черствовсть и не внимательность к проблемам друг друга — это не дискриминация. А вот называть черствовсть к проблемам инвалидов дискриминацией — это демонстрировать свою политкорректность, это лицемерие. Никакие общественные органы, никакие государственные органы не обладают ничем таким, что порождает или устраняет черствость. Черствость — это личное, это от ума. И когда какой-то человек требует устранения черствости то от государственных органов, то от общественных организаций, то это всегда говорит о том, что он лишь пытается снять с себя бремя нежелательных проблем. Помогайте инвалидам, делайте для них то, что Вы считаете должным и нужным. И инвалид будет обладателем того, чем не обладают миллионы здоровых людей — обладателем человеческого внимания, теплоты и внимательнсти».
Незаметдинова Екатерина: «Мой сосед – наркоман. Он много лет жил так, как хотел: не работал и употреблял наркотики. В этом году он получил инвалидность и теперь получает день и лечение за счет государства. Его мама создает определенное общественное мнение: она всем рассказывает, что ее сын – больной человек, который даже получил инвалидность. И она так эмоционально рассказывает, что хочется пожалеть ее сына. Но когда знаешь, почему он получил эту инвалидность, то поневоле задаешь вопрос – человек не работал ни одного дня в своей жизни, много лет целенаправленно гробил свое здоровье и теперь получает поддержку не только своей семьи, но и государства. Он 2 раза в год ездит отдыхать и лечиться в санаторий, а моя мама – пенсионер, не инвалид, которая до сих пор работает, она таких подарков от государства не получает. Получается, что и государство и общество поддерживает таких инвалидов. И остальные люди, ведущий подобный образ жизни понимают, что они живут «нормально», «многие так живут» и в случае чего государство их будет лечить, обеспечивать пособиями, а родные – жалеть.
У меня возникает вопрос: что нас ждет в ближайшем будущем? кругом беспомощные инвалиды, которые поддерживают друг друга в том, что они живут очень правильно и по-другому жить просто нельзя, ищут различные способы получения тех или иных благ от государства?
Я не хочу жить в таком мире. Я хочу быть Автором, чтобы мои дети были Авторами и меня окружали Авторы. Изначально я думала, что буду проводить психологические консультации, заниматься психотерапией, но с каждым новым вебинаром я меняю свою точку зрения. У меня меняется понятия «помощи людям». Сначала я думала, что буду слушать, понимать и давать какие-то рекомендации. Давать очень аккуратно, с формулировками: «Возможно, вам стоит…», а теперь понимаю, что такая помощь больше похожа на то, если бы я пыталась не убрать у людей костыли, а сделать их более удобными и разнообразными».
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>
Комментарии (3):
Разве можно судить обо всех инвалидов по соседу наркоману?