Импульсивность и спонтанность

01 октября 2022 г., 21:30

Редактор статьи: Н.И. Козлов

Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности. Спонтанность - это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение.

Смирнов Алексей - психиатр, психотерапевт, гештальт-терапевт так критически писал о ситуации, когда в гештальт-терапии импульсивность принимают за спонтанность:

Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура!!! Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компроментация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.

Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности. См.

К этой же теме, к отличию импульсивности и спонтанности, - прекрасная статья Ильи Латыпова "Спешить некуда​". Фрагменты из нее:

Все, что происходит быстро, живет недолго… Чтобы пробиться через собственные фантазии о человеке к живому и реальному человеку (или опыту) – нужно время и неторопливое внимание. Быстрые реакции, импульсивные ответы – все они опираются на заранее припасенные шаблоны, на иллюзии о том, как и что устроено у другого человека… Разглядеть другого я могу, только неторопливо приближаясь, и наблюдая ответное движение: навстречу мне, от меня, или же настороженное, внимательное ожидание.

Разглядеть себя – тоже. Сколько раз мое импульсивно реализованное «хочу!» сменялось неудовлетворенным «зачем!?»… А можно было сделать паузу («сразу не буду, потому что первое побуждение бывает неверным») или просто замедлить шаг. Не остановить его, не замереть – а идти дальше, но медленно, не пропуская деталей разворачивающейся картины. И иногда, столкнувшись с искушением «хочу!», искушением быстрого и немедленного удовлетворения импульса, я задаю себе вопрос: «а что будет дальше?» И нередко обнаруживаю там пустоту и тоску, которую хочется снова и снова забивать импульсом и спешкой… Значит, не туда мое «хочу»…

Это не значит, что любой импульс – зло. Ведь жизнь - не только неторопливое течение ритма природы, когда век от века встает солнце, сменяются сезоны, и «все возвращается на круги своя». Это ведь и резкий рывок леопарда после долгого ожидания и выслеживания добычи, рывок, в который вложена вся накопленная за время ожидания энергия. Это спонтанность танца, в котором мы сбрасывает накопленную усталость и снова обретаем свободу тела… Хороший импульс – тот, что созрел, тот, что был подготовлен, и не лихорадочными усилиями, а постепенным созреванием. Рождению бабочки предшествует стадия куколки. Можно, конечно, быстро и эффективно приклеить к гусенице крылья, но вряд ли она сможет ими воспользоваться… Спонтанность, свобода в движении и чувствах созревают, а не «накатывают», и этим я отличаю спонтанность от импульсивности, когда импульс задан извне и, никак не преломившись в душе, резко провоцирует действие.

Спешить некуда. Все, что происходит быстро, живет недолго. Спешить действительно некуда… Больше и быстрее – оно, формально, лучше, чем меньше и медленнее. Но меньше и медленнее лучше, чем ничего и никак. А жизнь – она не сильно-то жалует крайности.

  • Импульсивность
  • Спонтанность

Комментарии (2):

Елена Киприянова, 25 сентября 2015 г., 07:35
По Морено спонтанность присуща даже самым маленьким детям. Без нее они не смогут развиваться. Мне кажется, к маленьким детям не применимо "копить энергию для рывка". Я верю, что проявление спонтанности меняется в ходе развития, но это не значит, что для спонтанности требуется подготовка. Я согласна, что иногда спонтанность - это "промолчать", "подождать". У меня спонтанность ассоциируется с внутренней гармонией и отсутствием беспокойства, что что-то ты делаешь не так.
1 ответ
Гость, 20 августа 2017 г., 21:40

Во-первых, дети "копят опыт для рывка, чтобы ребенок заговорил", он год вас слушает. Чтобы спонтанно пошел, путь начинается с "держал головку и сучил ножками", развивая мышечный аппарат. Заговорить - первые "гу-агу" и прочие попытки, вплоть до пускания пузырей, которые тоже длятся не один месяц просто до первого слова. Умение пользовать речевым аппаратом, банальным артикуляционным, даже без набора словаря - тоже длительный процесс. А Морено может предъявить хотя бы одного младенца, который бы выжил самостоятельно за счет спонтанности? Сомневаюсь, Достаточно посмотресть статистику выживаемости младенцев 18-19 века, когда им ещё не могла помочь "цивилизация"? Так что это "чудо" рукотворное.

Материалы по теме:

Картинка к "Десять мифов о гештальт терапии"
01 окт. 2022 г.
Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ.
2Подробнее →
Картинка к "Импульсивность"
01 окт. 2022 г.
Импульсивность – необдуманное, мгновенное реагирование по первому внутреннему импульсу.
Картинка к "Спонтанность"
01 окт. 2022 г.
Спонтанность (лат. — самопроизвольный) — самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. Две формы спонтанности - бездумная, случайная, импульсивная спонтанность и - творческая, живая, пропитанная разумом спонтанность. Случайная спонтанность используется в инструментальном научении, в творческая - в творческом научении. ;;