Харизма
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Харизма — яркая властность, которую люди связывают не с внешними инструментами, а с личностью человека. Исходящая из человека сильная, привлекающая людей и привлекательная для людей энергетика.
«У него есть харизма» — выражение означает, что человек производит на людей сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним. См. Харизматический лидер
Развитие харизмы
Есть мнение, что харизма — врожденное качество, которое, если не дано, можно только имитировать, но нельзя развивать. Это миф. Многие люди, в детстве не отличающиеся какой-либо харизмой, становились харизматическими лидерами.
Развитию харизмы способствуют:
- обретение внутренней свободы
Это уверенность в себе, способность к нестандартным поступкам, мышление без ограничивающих верований.
- высокая энергетика
Высокий эмоциональный тон, высокий темпоритм, свобода от мышечных зажимов, легкость прохождения по телу эмоциональной энергии,
- привлекающая внимания красота
Красота жестов и движений, эмоциональная экспрессия и выразительность,
Харизматик с высокой энергетикой, но без ума и красоты, превращается в маразматика.
- наличие дара и ресурса, дающего преимущество перед окружающими.
Физическая сила, те или иные выдающие и ценимые окружающими способности, иногда это просто лидерская легенда.
Секреты харизмы
В поведении человека есть крупный, средний и общий план. Крупный план — мимика, яркие жесты (в центре внимания), общий план — человек во весь рост. Харизматичный лидер управляет вашим зумом — вы видите тот план, который входит в его планы, и переключает планы по своей воле.
Сталин — когда входили его генералы, он обычно сидел (средний план). Когда нужно было выступать — он вставал и ходил (общий план), когда он доставал свою трубку, набивал ее табаком, постукивал ею и закуривал — это уже крупный план. Поэтому Сталина было всегда много.
Комментарии (2):
«Харизма (англ. charisma) – качества человека, позволяющие ему управлять другими людьми, то есть воздействовать желаемым образом на их настроения и поведение. Выделяются следующие эмпирические индикаторы харизмы: 1. личная привлекательность, способность вызывать симпатию; 2. доминантность, выраженность лидерских качеств. Харизма связана с популярностью (см.). Харизма усиливается таким свойством как социально-групповая идентичность, способность казаться, восприниматься «своим». С точки зрения этологического подхода, можно говорить, что харизма есть свойство доминанта «включать» и активизировать рефлекс подчинения и рефлекс следования» (Ильясов Ф.Н.)