Гиперактивные дети, СДВГ
Автор: Ф. Минязова
Выпускница Университета практической психологии
Это приговор?!
Уверена, что нет. Сейчас любят ставить диагнозы не только специалисты, родители тоже. И при этом верят в чудо, что ребёнок свою гиперактивность перерастет. Однако есть много исследований, результаты которых демонстрируют, что гиперактивность с возрастом не исчезает, а только по-другому проявляется. Гиперактивные взрослые — это лихачи на дорогах, драчуны в ресторанах и всякие другие нарушители общественного спокойствия.
Многие родители думают, что гиперактивность — это черта характера, особый темперамент, который нельзя исправить. Темперамент исправлять не будем, но у человека должно быть развито умение контролировать свою импульсивность. А это про выбор, как поступать: можно сдерживаться, можно не сдерживаться. И этому стоит научиться. И тогда жизнь многих детей и многих родителей станет гораздо спокойнее.
Движение — это основа развития ребёнка. То есть развитие всех функций головного мозга зависит от двигательного опыта. Да, есть нарушения, соглашусь. И соглашусь с тем, что мозг ребёнка пластичен и может формировать новые связи в ответ на новые.
Есть еще одно заблуждение, что гиперактивные дети — спортивные. Но у таких детей, как правило, есть большие проблемы с координацией движения и равновесия. Ребенку просто трудно усидеть или устоять на одном месте, так как нужно удерживать свое тело в равновесии в статичном положении.
Почему же ребёнку трудно это сделать? Он постоянно вынужден двигаться, чтобы ощущать границы своего тела и удерживать равновесие. Они ерзают, качаются на стуле, бегают, иногда падают на пол и так далее.
И что со всем этим делать?!
Помочь ребенку обрести внутреннее спокойствие, освободиться от импульсивных движений и кривляния, убрать резкость в движениях, иметь внимательный взгляд, собранность в теле, убрать микрожесты, которые ему сейчас не под задачу. Трудно немного, но выполнимо.
И опять же идём от заинтересованности ребёнка: если ему интересно, он вполне может спокойно просидеть сначала минуту, потом 2, 3...
И в этом нам поможет свеча: попросите ребёнка смотреть только на пламя свечи, не отрывая взгляда, чтобы вокруг не произошло, услышали. Да, сначала было трудно, взгляд блуждал, появлялось дребежание в теле. А взрослый рядом помогает вернуть взгляд на пламя. Потом время увеличивается. Ребёнок уже меньше отвлекается. И хочу отметить, что становится он намного спокойнее. И он сам это понимает, потому что говорит, что ему стало легче.
Предлагаю попрактиковать дома. И поделиться своими успехами. Вреда не будет, а польза будет ого-го какая.