Физиологические и мотивационные эффекты когнитивного диссонанса
Представьте себе, что некий Доброволец взял на себя обязательство в течение достаточно долгого времени обходиться без еды и питья, или переносить удары электрического тока. Если у такого Добровольца мало внешних оправданий для подобного решения (не под дулом пистолета, не во имя спасения любимого и т.д.), то у него возникнет когнитивный диссонанс: каждая мысль о спазме в желудке, пересохшем горле или боли от ударов тока, будет диссонировать с тем, что он сам добровольно согласился на все эти испытания, не получив взамен почти никакого вознаграждения. Для уменьшения диссонанса Доброволец убедит себя, что голод - не столь силен, жажда - не столь иссушающа, а боль - вполне терпима.
В целом, это неудивительно: хотя голод, жажда, боль имеют физиологическую базу, однако в них присутствует и сильная психологическая составляющая. Например, с помощью внушения, медитации, гипноза, таблеток плацебо, умелого поведения опытного врача у постели больного или комбинации всего перечисленного боль можно существенно уменьшить. А эксперименты социальных психологов продемонстрировали, что такого же результата могут и обычные люди, не обладающие особым даром гипноза или медитации, если они находятся в состоянии сильного диссонанса.
Так, Филип Зимбардо и его коллеги подвергли значительное число людей испытанию электрическим током. Одна половина участников эксперимента находилась в состоянии сильного диссонанса: их убедили добровольно принять на себя тяжкое обязательство подвергнуться испытанию током в отсутствие почти каких бы то ни было внешних оправданий; а вторая половина испытуемых находилась в состоянии слабого диссонанса: у них не было выбора, зато внешних оправданий было в избытке. Результаты показали, что первая половина испытывала меньшую боль, чем вторая. Причем это касалось не только субъективных сообщений испытуемых: измерили и физиологическое воздействие боли по гальванической реакции кожи, и при сильном диссонансе эта реакция уменьшилась. Также боль при сильном диссонансе в меньшей степени мешала людям выполнять задания, то есть участники эксперимента не просто говорили о меньшей боли - боль меньше влияла на их поведение.
Аналогичные результаты были получены и в случае голода и жажды. Так, Джек Брем сообщил о серии экспериментов, в которых людей подолгу содержали без пищи или без воды. Они также испытывали сильный или слабый диссонанс во многом по тем же причинам, что и испытуемые в эксперименте Зимбардо. То есть участники эксперимента с сильным диссонансом сообщали, что на протяжении того же отрезка времени чувствуют меньший голод (жажду), чем находившиеся в состоянии слабого диссонанса. И снова эффект не ограничивался простым устным сообщением. После завершения эксперимента, когда все испытуемые смогли, наконец, наесться и напиться, находившиеся в состоянии сильного диссонанса реально ели и пили меньше, чем те, чей диссонанс был слабым!
Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что диссонанс влияет и на физиологию человека.