Этапы психотерапевтического консультирования
Методика психотерапевтического консультирования обычно включает в себя такие моменты, как:
- Контакт, раппорт, формат.
Контакт дает возможность консультанту быть услышанным, раппорт позволяет консультанту клиента вести. Вместе с раппортом иногда необходимо установить еще и формат: задать клиенту рамки и правила взаимодействия.
- Выговориться, расслабиться
Человеку в трудном состояния важно дать возможность выговориться. Во время этого можно набрать и информацию, но главная задача - человеку нужно облегчиться, расслабиться. Первичная оперативная психотерапия.
- Определение проблемы.
Клиент жалуется, изливает душу, консультант в это время должен разбираться в фактах, в конкретике и понять, что главное в этом ворохе проблем, где суть. Уяснение внутренней картины клиента (что клиент видит как проблему, как это переживает) и объективной жизненной и личной ситуации клиента (уровень его интеллекта и культуры, его состояние, настроение и пр.). См.→
- Поиск решения проблемы
Обдумывание технических решений. Моментом "За" будет согласие или эмоциональный отклик клиента: инсайт, катарсис, готовность это делать. Не приходится давить "Ну ты хотя бы подумай о возможности".
- Собственно психотерапевтическое консультирование.
Выстраивание прошлого и настоящего, работа чаще директивная, хотя предпочтительнее - совместная с клиентом. Если совместная с клиентом, то это совместное творчество, разработка пути решения вопроса. Психотерапевтическое консультирование включает в себя и разумную ориентировку клиента в ситуации, и поднятие его ресурсного состояния (вторичная оперативная психотерапия), и работу с его внутренним сопротивлением. См.→
- Завершение консультации.
Консультация должна завершиться на позитиве и с нужными внушениями.