Определение проблемы клиента
Определение проблемы клиенты - один из шагов психотерапевтического консультирования.
Клиент жалуется, изливает душу, консультант в это время должен разбираться в фактах, в конкретике и понять, что главное в этом ворохе проблем, где суть, где копать.
Одновременно с этим важно уяснить внутреннюю картины клиента (что клиент видит как проблему, как это переживает), понять, какая его объективная жизненная и личная ситуации, уровень его интеллекта и культуры, его состояние, настроение и пр.
Как найти и проверить гипотезу
В чем консультант разглядит причину клиента, зависит и от клиента, и от самого консультанта, от его личной истории и психологической школы, в которой он проходил профессиональную подготовку.
Как проверить, что гипотеза верна? Задаем вопросы чтобы подтвердить или опровергнуть. Видим очевидное согласие либо эмоциональный отклик - скорее всего копать тут.
А если гипотез пока нет? - Если вы не опытны и не знаете, что делать, пусть клиент сделает какую-то объемную работу: пройдет тест, заполнит какую-нибудь анкету. У вас появится материал для дополнительных размышлений, ну и просто будет дополнительное время подумать.
Конструктивность в психологическом консультировании
Очень часто проблема возникает и не решается в силу того, что она формулируется клиентом на неконструктивном, проблемном языке: языке чувств и языке негатива. Пока клиент остается в рамках этого языка, решения нет. Если психолог остается вместе с клиентом только в рамках этого языка, он решения не найдет также. Если же проблемная ситуация будет переформулирована на язык конструктива (язык поведения, язык действий) и на язык позитива, решение возможно. См.→