Эмоции, которые делают дети
Описывать процесс возникновения эмоции как происходящий сам по себе - нет оснований. Пока ребенок свои решения еще не превратил в автоматизмы - это его решения, его действия. Эмоции, которые делают дети - это их поведение, ответственность за это поведение - на них.
В статье "Как человек учится обижаться" Иеро писал:В раннем детстве обида возникает именно как фрустрация при обмане имеющихся ожиданий. И вызывает чувства расстройства, подавленности, страдания, короче, целый негативно-оцениваемый комплекс чувств и эмоций.
К этой позиции есть вопросы.
Ожидания у ребенка могут сформироваться - все нормально, почему бы и не сформироваться, и не даже не закрепиться как шаблон.
«Обман» ожиданий - уже, кажется, сказка. Подтасовка. Что-то может соответствовать ожиданиям или нет, а обман - это не факт, а оценка. Которую выбрал сделать кто? С какой целью? И на ком за это ответственность?
Далее - цепочка следующих выборов: какую конкретно оценку дать (благодарную за опыт или недовольную за напряг?) Какую конкретно например недовольную оценку - злость или обиду? Оценку переводить на уровень телесных переживаний или оставить интеллектуальным знанием? Если ребенок запустил себе телесно переживаемую обиду, то как из обиды (по какой логике) вытекают следующие решения ребенка: расстроить себя? Подавить себя? Устроить себе страдания?
Итого: описывать процесс возникновения эмоции как происходящий сам по себе - нет оснований. Пока ребенок свои решения еще не превратил в автоматизмы - это его решения, его действия. Эмоции, которые делают дети - это их поведение, ответственность за это поведение - на них.