Двойное бытие души и возможность христианской психологии
Автор: Борис Сергеевич Братусь.Источник - Вопросы психологии. 1998, № 4, с.71-79.
Ð’ Ñтатье Е.Д ХомÑкой в "ВопроÑах пÑихологии" â„–3 за 1997 г проведено резкое разделение религии и пÑихологии и поÑтулируетÑÑ Ð¸Ñ… Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÑовмеÑтимоÑÑ‚ÑŒ. Характерно, что некоторые предÑтавители религии тоже отрицают возможноÑÑ‚ÑŒ хриÑтианÑкой пÑихологии, ÑÑ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ñ Ð¿Ñихологию лишенной благодати и Ñлужащей лишь темным Ñилам. Они Ñчитают, что любой ÑвÑщенник может выполнÑÑ‚ÑŒ обÑзанноÑти пÑихотерапевта, оÑновываÑÑÑŒ на аÑкетике, нравÑтвенном богоÑловии и учении ÑвÑÑ‚Ñ‹Ñ… Отцов. Однако вÑпомним Ñлова ЛомоноÑова: "Ðаука и вера взаимно дополнÑÑŽÑ‚ и подкреплÑÑŽÑ‚ друг друга. Рблагоразумные и добрые люди должны раÑÑматривать, нет ли какого ÑпоÑоба к объÑÑнению и отвращению мнимого между ними междоуÑобиÑ".
Ð Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð¹ пÑихологии и религии:
- ÐÐ°ÑƒÑ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð°ÐµÑ‚ пÑихику как оÑобый аппарат, Ñлужащий человеку в его ориентировании в мире и отражении дейÑтвительноÑти. ЛичноÑÑ‚ÑŒ - Ñто пÑихологичеÑкий инÑтрумент Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð¼ Ñамого ÑебÑ. ПÑихика - не веÑÑŒ человек, так как человек - много больше Ñвоей пÑихологии.
- У религии главный предмет - не пÑихика в человеке, а человек в Боге, его целоÑтноÑÑ‚ÑŒ, ÑмыÑл и назначение. ЛичноÑÑ‚ÑŒ ÑоотноÑима Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð¼, человек ÑоотноÑим Ñ Ð‘Ð¾Ð³Ð¾Ð¼, ÑвлÑетÑÑ Ð•Ð³Ð¾ Образом и подобием. ÐœÐµÑ‚Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð³Ð¾ÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð½Ðµ переноÑима в научную пÑихологию, так же как кощунÑтвенно прÑмо переноÑить пÑихологичеÑкие методы на религиозные предметы.
- И у пÑихологии и у религии еÑÑ‚ÑŒ ÑиÑтема твердых оÑнований, и то и другое - формы человечеÑкого ÑознаниÑ, Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑтвительноÑти. Ðо оÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñ… различны: в пÑихологии анализ идет по отдельным параметрам и фактам, в религии - анализируетÑÑ Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ñтное Ñобытие, изменение. Ð’ пÑихологии применÑетÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑимальное отÑтранение, фикÑÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ñ„Ð°ÐºÑ‚Ð°, в религии - живое Ñопереживание, включенноÑÑ‚ÑŒ в переживание.
Ð’ обоих ÑлучаÑÑ… ÑущеÑтвуют Ñвои законы и ÑÐ²Ð¾Ñ Ð²Ð½ÑƒÑ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ°. ВнешнÑÑ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€Ð¿Ñ€ÐµÑ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ - в обоих ÑлучаÑÑ… неоднозначна, так как через одну точку можно провеÑти множеÑтво интерпретивных линий. Итак, у пÑихологии и религии - разные предметы поÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ разные формы интерпретации. Формы их ÑоотнеÑÐµÐ½Ð¸Ñ - Ñто верное ÑоотнеÑение уровней, их взаимодейÑтвие и ÑвÑзь.
Душа - иÑходное понÑтие и Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñихологии и Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¸. ПредÑтавление о душе двоÑко:
- Душа воÑпринимаетÑÑ ÐºÐ°Ðº орган переживаний, душевных проÑвлений - Ñмоции, чувÑтва. Ðто как бы внешнÑÑ Ñторона душевных Ñвлений, она Ñтоит в поле Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñихологии.
- Ð¡Ð¾ÐºÑ€Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñторона души - вечнаÑ, беÑÑÐ¼ÐµÑ€Ñ‚Ð½Ð°Ñ ÑÐ½ÐµÑ€Ð³Ð¸Ñ Ð¸ ÑубÑтанциÑ, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÑвлÑетÑÑ Ð²Ð¾ внешних параметрах, но к ним неÑводима. Ðта Ñторона души недоÑтижима Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑихологичеÑких методов.
Еп. СерпуховÑкой ÐнаÑтаÑий: "Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð·Ð°Ð±Ñ‹Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ о еÑтеÑтвенных границах Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÑƒÑˆÐ¸ вообще и применимоÑти ÑкÑпериментального метода в чаÑтноÑти. Точному определению может подвергатьÑÑ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ, так Ñказать, внешнÑÑ Ñторона души, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð° к материальному миру: Ðо можно ли иÑлледовать путем ÑкÑперимента внутреннюю ÑущноÑÑ‚ÑŒ души, измерить ее выÑшие проÑвлениÑ? Ðе к положительным, но к Ñамым превратным результатам привели бы подобные попытки." (из речи и приветÑтвий в чеÑÑ‚ÑŒ Ð¾Ñ‚ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ ÐŸÑихологичеÑкого инÑтитута им. Щукиной. Репринт пÑихологичеÑкого инÑтитута Ð ÐО. Ðœ., 1994,Ñ.2)
ÐÐ°ÑƒÑ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñовершенно отброÑила вторую, Ñокровенную Ñторону души из Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ñвоего зрениÑ, что привело к тому, что "человека забыли". Ðо и внешнÑÑ Ñторона души не может быть полноценно понÑта, изучена, воÑпитуема без учета ее ÑущноÑтной ÑвÑзи Ñо Ñтороной внутренней, Ñ Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð²Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ уÑтремлениÑми. ОтделÑÑ Ð² иÑÑледовательÑких целÑÑ… внутреннюю Ñторону от внешней, мы должны отдавать Ñебе отчет в их поÑтоÑнном и драматичеÑком ÑоотнеÑении, в Ñтремлении к труднодоÑтижимому единÑтву и ÑоответÑтвию. Ð’ Ñтом - полнота человечеÑкой жизни, ее Ñокровенный ÑмыÑл.
Ðо можно ли мерное ÑоотнеÑти Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¼ÐµÑ€Ð½Ñ‹Ð¼? Ðто ÑоотнеÑение - в каждом человеке, как ÑущеÑтве конечно-беÑконечном. ПÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð½Ðµ должна отделÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð¾Ñ‚ полноценного образа человека, его антропологичеÑкой реальноÑти. Ð’ 20 веке Ñтот образ Ñтал уÑеченным, лишенным метафизичеÑкого Ð¸Ð·Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ выÑоты. ПÑихологии приÑтало Ñлужить, ориентироватьÑÑ Ð½Ð° полного, целоÑтного человека, имеющего не только тело, Ñложное Ñознание, многообразные переживаниÑ, но и выÑшие проÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑƒÑˆÐ¸ - дух.
ПÑихичеÑкое ÑущеÑтвует и дейÑтвует не ÑÐµÐ±Ñ Ñамого ради, а как аппарат, инÑтрумент доÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑкой Ñути. Ðтика, филоÑофиÑ, богоÑловие - не Ñлучайные, выверенные опытом Ñзыки выражение Ñтой Ñути, предельных ÑмыÑлов бытиÑ, ÑоÑтавлÑющих рабочее уÑловие научных и прикладных разработок. Только они придают поÑледним дейÑтвительный маÑштаб и ÑмыÑл в культуре.
Душа во втором, внутреннем ÑмыÑле не ÑводитÑÑ Ðº пÑихологии и не раÑтворÑет пÑихологию в Ñебе. Религиозно-филоÑофÑкий и пÑихологичеÑкий уровни не подменÑÑŽÑ‚ друг друга. Ð ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð¶Ð°ÐµÑ‚ вертикальную уÑтремленноÑÑ‚ÑŒ человека к выÑшему началу, Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‡Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ потребноÑти поиÑка ÑмыÑла жизни, не уничтожимого фактом Ñмерти. ÐÐ°ÑƒÑ‡Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð½Ñта горизонтальной плоÑкоÑтью - человеком во времени и проÑтранÑтве. Она отвечает на Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ "как?", "Ð´Ð»Ñ Ñ‡ÐµÐ³Ð¾?", "каковы механизмы?" Движение жизни изнутри требует оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐµ ÑмыÑла, а ÑмыÑл подразумевает реализацию - оÑущеÑтвление Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² определенном направлении в конкретном времени и проÑтранÑтве.
ПÑихологу важно знать ограничена ли вертикаль ÑгоцентричеÑкими или группоцентричеÑкими ÑмыÑлами или имеет более выÑокую отнеÑенноÑÑ‚ÑŒ. Ðто ÑущеÑтвенный показатель ее цельноÑти или раÑкола.
Ð›ÑŽÐ±Ð°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ñ‚ÐµÑ€Ð°Ð¿Ð¸Ñ ÑтремитÑÑ Ðº ликвидации какого-то раÑкола. ПÑихоанализ, гештальт - к преодолению раÑкола между умом и Ñердцем. ПоведенчеÑÐºÐ°Ñ Ñ‚ÐµÑ€Ð°Ð¿Ð¸Ñ - между умом и волей. ХриÑтианÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ - между первым и вторым ÑмыÑлом души. РаÑкол между Ñтими ÑмыÑлами может проÑвлÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð² оÑознанной и неоÑознанной форме, но может привеÑти к Ñерьезным поÑледÑтвиÑм Ð´Ð»Ñ Ñудьбы и ÑпаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ°.
Ð’ пÑихологию должна вернутьÑÑ Ð´ÑƒÑˆÐ° в ее Ñокровенном ÑмыÑле, но не в качеÑтве объекта изучениÑ, а в качеÑтве объекта ÑоотнеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑопрÑжениÑ, ориентира движениÑ. Ð›Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ñ…Ñ€Ð¸ÑтианÑкой пÑихологии - ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¾Ñ€Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ð° хриÑтианÑкий образ человека, хриÑтианÑкое понимание его ÑущноÑти и раÑÑмотрение Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº пути ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ðº Ñтому образцу. Ð’ Ñлучае ÑƒÐºÐ»Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ Ñтого пути - речь идет о ÑпоÑобах их корректированиÑ.
Ркак же быть Ñ Ð¸Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ конфеÑÑиÑми? ÐО здеÑÑŒ речь идет о хриÑтианÑкой культуре и формах науке, ею порожденных. Культуры, выроÑшие на других корнÑÑ…, ориентированы на иные образы и ÑпоÑобы их оÑущеÑтвлениÑ. Точки переÑÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑŒ возможны, но ÑмыÑл направлений проходит через Ñти точки к иным целÑм. Ðужно определитьÑÑ, ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð´Ð»Ð° Ð½Ð°Ñ ÑвлÑетÑÑ Ð¸Ñкомой, родной Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð²Ð¾ÐµÐ¹ культуры и твоей души.
ЕдинÑтвенный конÑтруктивный путь Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ñти человека - не конфронтациÑ, а взаимное дополнение результатов поиÑков и размышлений.