Диалог. Отчеты
Упражнение находилось в работе более 20 дней. Мною было проделано многое. Для контроля и понятия: "ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЕТСЯ", я привлекла родных, друзей и детей. В принципе, дела обстоят неплохо. Но есть один момент, который надо срочно поправить. Вопросы озвученные в задании, я задавала своему окружению, чтобы понять, насколько хорошо я умею выстраивать диалог, слышать собеседника и над чем мне надо поработать.
Вот короткие отзывы обо мне и как слышат меня:
- говорю четко, прямо, коротко, иногда категорично;
- я останавливаюсь в диалоге и всем видом показываю, что мне неприятно, когда меня перебивают;
- говорю тезисно: "Эта тема не обсуждается, эта тема закрыта". Так обозначаю свою позицию, что нечего добавить и нет смысла спорить. ДА...., подумала я и взялась за работу.
Итак:
Я поделила день на 2 части: в первой половине дня я слушала и старалась не перебивать, во второй — говорила и старалась собеседника включить в диалог. При общении была внимательна и не теряла ход мыслей собеседника. Самое сложное для меня было — не перебивать собеседника, даже если человек не умеет формулировать свои мысли коротко. На помощь пошла поднятая вверх рука. Собеседник, увидев мою руку, переключал внимание на нее, и в этот момент я ему говорила: "мне кажется"..... Подводя итог встречи, я обязательно старалась спросить: "А ты, что думаешь?"
По итогам трехнедельной работы мне практически удалось:
- исключить категоричность - 7/10;
- спрашивать" А ты, что думаешь?" - 8/10;
- озвучивать "Мне кажется."... - 8/10;
- находить плюсы из текста собеседника. Уверена, что те навыки, которые я приобрела в процессе изучения данной темы, будут моими помощниками в грамотно построенном диалоге!
Результат:
1. Научилась использовать «Я правильно понимаю» в каждом разговоре, при этом используя «Повтори-согласись-добавь» в сложных диалогах.
2. Научилась отслеживать моменты, когда я перебиваю, и научилась останавливать себя. Поднимать ладонь для меня, пока, все же признак категоричности, потому использую чаше всего калибровку, показывая на лице заинтересованность в вопросе, слегка наклоняясь и делая жест рукой «продолжай, и у меня есть идея!». При этом, я всегда улыбаюсь, не допускаю резко вскинутые брови или демонстративную нахмуренность.
3. Если разговор грозит перейти или переходит в негативную форму, использую «вычерпывание плюсов», «тотальное да» для собеседника.
4. Научилась более спокойно реагировать на повторы и долгоговорение, считая круги. Если собеседник все же ходит кругами, использую Повтори-согласись-добавь, предлагаю конкретные выводы и слегка повышаю тон, делая интонационные акценты, чтобы дать понять собеседнику, что пора идти дальше (этот трюк применяю только в отношении одного человека)
5. По мнению коллег, (Анастасия Кичиган, Ирина Авдеева) мой диалог позитивен и конструктивен, без перебивания и долгоговорения.
Во-первых, коротко и четко разговаривать – это хорошо, но на практике поняла, что не всем это нравится. Многие очень любят помусолить тему, поэтому после моего краткого тезиса периодически приходится рассказывать в развернутом варианте и с повторениями в разных вариациях, то есть поболтать.
Во-вторых, очень полезно меньше думать во время разговора об ответе, тогда больше слышишь.
В-третьих, не перебивать оказалось очень сложно, так иногда хочется втиснуть свои пять копеек поскорее, но количество перебиваний у меня уменьшилось в разы.
В-четвертых, уменьшить количество споров и избавиться от категоричности мне помог глобальный пересмотр своего отношения к людям: от придирчивости и требовательности пришла к доброжелательности, любви и принятию.