Дети. Руководящие указания

01 января 2013 г. в 09:25

С ребенком необходимо заниматься, играть, читать ему книжки, отвечать на задаваемые им вопросы… об этом знают все без исключения родители. Заботливые, любящие мамы и папы, наверняка, так и поступают. При этом никакой процесс воспитания и обучения маленького человечка, как правило, не обходится без «руководящих указаний» со стороны родителей, которые занимают ведущую позицию лидера, главного в совместном деле, игре.

А как же иначе, ведь мы, взрослые, гораздо умнее и опытнее, чем наши дети! Но на деле оказывается, что если «руководящие указания» где-то и нужны, то только не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе - значит, на равных. Родителям и воспитателям не следует занимать позицию над ребенком: дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

Как же можно научить чему-то ребенка, показать ему - что хорошо, а что плохо, но при этом не прибегать к руководящим советам, не подавлять его самостоятельность и инициативу и не портить друг другу настроение?

Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Обратите внимание, что подобные средства - это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.

Приведем пример, как в одной семье удалось с помощью такого внешнего средства отменить, а точнее, передать самому ребенку «руководящие функции» родителей.

Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день.

Однако после консультации с психологом все меняется. Родители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным: целых девять пунктов! Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д.

Легко угадать, что скоро произошло: мальчик запомнил этот список и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нервного напряжения - и сына, и его родителей.

И еще несколько важных моментов.

Контролируя поведения ребенка, обучая его чему-то, не берите инициативу полностью в свои руки, обязательно часть ответственности отдайте ребенку. Образно выражаясь, родители должны контролировать стратегические цели развития их чада; право самостоятельного решения тактических задач надо оставить за ребенком.

Приведем пример подобного типа воспитания:

Вы можете сказать своему ребенку:

- Вот тебе веник, подмети комнату, сделай это так или так...

Но гораздо лучше и педагогически грамотнее будет, если вы поручите поддержание чистоты в определенной комнате, а как он будет это делать, предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только мускульную задачу, во втором случае - задачу организационную; последняя гораздо сложнее и полезнее.

И еще при совместных играх и занятиях с ребенком родителям не надо показывать, какие они умники и как много всего знают. Гораздо эффективнее притвориться «глупым» и вместе с малышом совершать удивительные открытия, удивляться «новым» вещам, ставить опыты.

Файлы:
  • Технологии воспитания ребенка

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2013 г.
Четыре цвета свободы: ограничения в жизни детей (Ю.Б. Гиппенрейтер)
Когда дети маленькие жесткость правил удобно обозначать цветами. Интересная система предложена Юлией Борисовной Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком – Как?»: мы делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.
01 окт. 2022 г.
Как добиться от ребенка необходимого поведения
Чтобы научить ребенка чему-нибудь или добиться от него определенного поведения, родители должны каким-то образом показать ему, что хорошо (какое поведение они одобряют), а что - плохо (какие действия они осуждают
01 окт. 2022 г.
Как не ругаться на детей
Новорожденного иногда сравнивают с диким осленком - он следует только своим природным инстинктам. Нередко родители во всем потакают карапузу. Он привыкает к этому и в результате оказывается совершенно неподготовленным к тому, что далеко не всегда и не все будут исполнять его желания. Мы хорошо знаем, как трудно находиться рядом с человеком, который не приучен к самоконтролю, не умеет справляться с собственными эмоциями. А легко ли ему самому жить на свете?
01 окт. 2022 г.
Как воспитывать — кнутом или пряником
По мнению одного известного американского социолога, появление новорожденных на свет - это систематически повторяющееся нашествие варваров. Новорожденные не имеют морали, не могут вести себя в соответствии с общественными потребностями, им не знакома система моральных и прочих норм данного общества. Всему этому ребенка учат в обществе и, прежде всего, в семье. Существует множество форм обучения, основанных как на сознательном, так и на подсознательном восприятии, и среди этих всевозможных педагогических приемов на первом месте, естественно, стоит известный с древнейших времен принцип поощрения и наказания, о котором и пойдет речь в данной статье.
01 янв. 2014 г.
Маленькие дети должны родителей слушаться (В. Филинова)
Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы? Не надо крайностей: только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться. Эта статья о том, как вводить в жизнь малыша требования и запреты и добиваться его послушания.;;;;
01 окт. 2022 г.
Общение ребенка с взрослым
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства.
01 окт. 2022 г.
Похвала и поощрение
Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний.
01 окт. 2022 г.
Принцип «Не вреди!» как основа психогигиены общения
Без психогигиены общения (без ее принципа «Не вреди!» и без ее информации о психологических закономерностях общения) моральная практика может совершенно неожиданно обрести отрицательный знак (человек, полагая, что делает добро, порождает зло или при видимом соблюдении правовых норм другому человеку приносится вред). Несоблюдение принципа «Не вреди!» в конечном итоге служит одной из основных причин многих сердечных заболеваний и нервно-психических расстройств.
01 окт. 2022 г.
Трудный ребенок
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
01 окт. 2022 г.
Знать и понимать ребенка. Ситуация 5
Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи.
01 окт. 2022 г.
Знать и понимать ребенка. Ситуация 7
Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать или запрещаем и одновременно подаем надежду.