Дети. Руководящие указания
С ребенком необходимо заниматься, играть, читать ему книжки, отвечать на задаваемые им вопросы… об этом знают все без исключения родители. Заботливые, любящие мамы и папы, наверняка, так и поступают. При этом никакой процесс воспитания и обучения маленького человечка, как правило, не обходится без «руководящих указаний» со стороны родителей, которые занимают ведущую позицию лидера, главного в совместном деле, игре.
А как же иначе, ведь мы, взрослые, гораздо умнее и опытнее, чем наши дети! Но на деле оказывается, что если «руководящие указания» где-то и нужны, то только не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе - значит, на равных. Родителям и воспитателям не следует занимать позицию над ребенком: дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».
Как же можно научить чему-то ребенка, показать ему - что хорошо, а что плохо, но при этом не прибегать к руководящим советам, не подавлять его самостоятельность и инициативу и не портить друг другу настроение?
Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.
Обратите внимание, что подобные средства - это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.
Приведем пример, как в одной семье удалось с помощью такого внешнего средства отменить, а точнее, передать самому ребенку «руководящие функции» родителей.
Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день.
Однако после консультации с психологом все меняется. Родители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным: целых девять пунктов! Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.
В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д.
Легко угадать, что скоро произошло: мальчик запомнил этот список и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нервного напряжения - и сына, и его родителей.
И еще несколько важных моментов.
Контролируя поведения ребенка, обучая его чему-то, не берите инициативу полностью в свои руки, обязательно часть ответственности отдайте ребенку. Образно выражаясь, родители должны контролировать стратегические цели развития их чада; право самостоятельного решения тактических задач надо оставить за ребенком.
Приведем пример подобного типа воспитания:
Вы можете сказать своему ребенку:
- Вот тебе веник, подмети комнату, сделай это так или так...
Но гораздо лучше и педагогически грамотнее будет, если вы поручите поддержание чистоты в определенной комнате, а как он будет это делать, предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только мускульную задачу, во втором случае - задачу организационную; последняя гораздо сложнее и полезнее.
И еще при совместных играх и занятиях с ребенком родителям не надо показывать, какие они умники и как много всего знают. Гораздо эффективнее притвориться «глупым» и вместе с малышом совершать удивительные открытия, удивляться «новым» вещам, ставить опыты.