Декартовы координаты (НЛП)
Книга «Руководство к курсу НЛП-практик». Авторы - Андрей Плигин, Александр Герасимов, «Центр НЛП в образовании». Издание «КПС+», 2000.
Статья из главы 9. Инструменты сбора информации и базовые модели изменений
Декартовы координаты как системный подход к сбору информации при линейном выборе
Краткая историческая справка
Разработанную в XVII веке Рене Декартом систему координат на плоскости можно с успехом использовать как в математике для определения положения точки на плоскости относительно начала координат, так и в любой другой области знаний для описания линейных процессов, имеющих две переменные. Для отражения (то есть полного сбора информации) какого-либо линейно зависимого события нужно определить две составляющие этого события, одно из которых будет соответствовать координате А, другое — координате В. В общем случае координаты А и В могут иметь следующие значения: (+ А — «что случается», + В — «если происходит событие Х?» Например для того чтобы собрать полную информацию об особенностях такого атмосферного явления, как дождь, полезно ответить на следующие 4 вопроса.
- Что происходит, когда идет дождь (+ А, + В)?
- Что происходит, когда не идет дождь (+ А, — В)?
- Что не происходит, когда идет дождь (— А, + В)?
- Что не происходит, когда не идет дождь (—А, — В)?
Вследствие того, что данные 4 области координат имеют симметрию относительно точки начала отсчета, некоторые ответы в разных областях могут совпадать. Другие же ответы могут оказаться неожиданными, так как для мозга достаточно непривычно думать о натуральном (естественном) мире с помощью двойного отрицания (часто ли вы в повседневной жизни думаете о том, чего не случится, если не произойдет событие Х?)
Другой пример. Для того чтобы понять секрет демонстрируемого иллюзионистом фокуса, можно при наблюдении за ним собирать информацию, отвечающую следующим вопросам:
- Что мы заметили из того, что делал иллюзионист явно (+ А, + В)?
- Что мы не заметили из того, что делал иллюзионист явно (— А, + В)?
- Что мы заметили из того, что делал иллюзионист неявно (+ А, -В)?
- Что мы не заметили из того, что делал иллюзионист неявно (- А, - В)?
ПРАКТИКА
На нашем семинаре мы разберем пример использования декартовых координат при сборе информации о линейном/взаимоисключающем выборе. Иногда люди заявляют, что у них есть выбор, например: продолжать жить с родителями или уехать и начать жить самостоятельно. Только в таком заявлении выбор отсутствует, так как предложенные варианты скорее противоположны, чем альтернативны. Делая выбор в пользу одного из вариантов, человек вынужден отказаться от другого и всех связанных с ним выгод. В НЛП такая ситуация называется «выбором без выбора». Поэтому, для того чтобы принятое решение было наиболее адекватным и полезным для человека, важно предварительно собрать максимум информации о каждом варианте (выборе).
Использование декартовых координат в работе с «выбором без выбора»
Данная процедура состоит из трех этапов, первый из которых включает в себя работу с декартовыми координатами по сбору информации об имеющихся у человека выборах. Два других этапа направлены на обработку методами НЛП собранной информации и принятия человеком решения о том, какой из выборов в сложившейся ситуации будет для него наиболее оптимальным.
Этап №1
(индивидуальное упражнение)
1. Напишите 6—10 ответов на вопрос к каждой из 4 областей декартовых координат.
- Что случится, если произойдет событие Х (+ А, + В)?
- Чего не случится, если произойдет событие Х (— А, + В)
- Что случится, если не произойдет событие Х (+ А, -В)?
- Чего не случится, если не произойдет событие Х (— А, -В)?
При этом Х принимает значение одного из ваших выборов.
Некоторые ответы, как уже отмечалось, могут повторяться. Уделите особое внимание тому, чтобы найти в каждой области такие ответы, которые были бы в единственном числе (то есть не повторялись).
2. На данном этапе работы формулировки ответов по своей структуре должны строго соответствовать координатам области. Например: в области с координатами (— А, + В) ответы будут иметь негативную формулировку, то есть они будут начинаться с частицы «не», а в области с координатами (+ А, — В) ответы будут иметь позитивную формулировку. Что же касается содержания ответов, то пока вы можете писать так, как это получается: негативно или позитивно.
3. В каждой из 4 областей расставьте написанные вами ответы в порядке убывания значимости, начиная с наиболее важного тезиса и заканчивая наименее существенным.
Если какие-либо из двух тезисов окажутся равнозначными, то их можно объединить в один общий.
Этап № 2
(в парах)
1. А поочередно зачитывает свои ответы; В, используя пункты хорошо сформулированной цели, помогает А перефразировать (В только грамотно задает вопросы, перефразирует, конечно, А) каждый ответ так, чтобы он полностью отвечал этим пунктам.
Особое внимание следует уделить пункту № 1. Формулировка каждого ответа должна быть обязательно позитивна. Помните, что есть еще ряд слов, кроме частицы НЕ, которые могут придавать тезису негативную форму!
2. Содержание ответов при этом может оставаться для А более или менее приятным.
Также важно, чтобы окончательная формулировка ответа содержала в себе возможный выход, необходимое действие.
Вот несколько примеров таких трансформаций.
— «У меня не будет друзей» — «Я потеряю друзей» — «Я останусь один» — «Мне нужно будет научиться жить одному» или «Мне нужно будет найти новых друзей».
— «У меня не будет постоянной работы» — «Я останусь без постоянной работы» — «Я буду вынужден думать о том, где взять денег».
— «Меня не поймут близкие» — «Мне будет трудно объяснить это близким» — «Это потребует дополнительных усилий, чтобы найти адекватный способ объяснения ситуации близким».
Будьте щедрыми на использование метамодели!
3. Когда все вопросы будут изложены в соответствии с пунктами хорошо сформулированной цели, А проверяет иерархию своих ответов и, если надо, изменяет ее.
Этап № 3
(в тех же парах)
1. А выбирает по 3 первых тезиса из каждой области (всего 12 тезисов). Так как все ответы уже переформулированы, то для дальнейшей работы все равно, из какой области они были взяты. А переключает фокус своего внимания в кинестетическую систему, по возможности оставляя в стороне все попытки сознательного комментирования последующих действий. Говоря другими словами, после активного использования своих аналитических способностей (функции «левого ума») полезно обработать информацию всем контекстом, ориентируясь только на свои чувства (функции «правого ума»).
2. В предлагает А взять мысленно в каждую руку по одному из третьих тезисов и, «взвесив» их, определить, какой из них более «тяжелый». Затем этот последний опять сравнивается с одним из оставшихся третьих тезисов.
Далее самый весомый из третьих тезисов сравнивается с одним из вторых тезисов. Описанная процедура повторяется до тех пор, пока из всех тезисов останется самый весомый, который и будет поддерживать, а следовательно, и определять выбор одной из двух имеющихся альтернатив.
3. Желающие могут опять подключить аналитическое мышление и подумать, почему именно этот тезис оказался самым весомым.
Полезно помнить, что сделанный вами сегодня выбор определялся исходя из актуального состояния; возможно, в будущем вы сможете реализовать и другую альтернативу.
S.C.O.R.E. — модель для изменений
Модель S.C.O.R.E. — это модель описания причинноследственной организации опыта и эффективно организованного сбора информации. Модель S.C.O.R.E. фокусирует внимание консультанта при сборе информации на ее определенных аспектах, указывая наиболее оптимальный путь работы с клиентом, позволяющий за наименьшее количество времени и шагов эффективно продвигаться к поставленной цели или совершать изменения. См.→