Основные технологии психологического консультирования
Все подходы психологического консультирования различаются в первую очередь тем, к чему (или как) обращается консультант - к разуму клиента, к его логике и фактам.
Рациональное воздействие
Либо действуя в обход разума (обращаясь к бессознательному, воздействуя на эмоции клиента, создавая тому живые впечатления, внушения и состояния).
Суггестивное воздействие.
С другой стороны, есть три разные ситуации консультанта:
- консультант знает ответ на проблему клиента, ему понятно, что на самом деле нужно клиенту, как тому нужно жить, видеть или действовать, и теперь это все нужно передать клиенту.
- консультант убежден, что ответ известен самому клиенту, находится "в нем", и его задача - вынуть из клиента это скрытое в нем знание.
- консультант понимает, что пока ответа нет нигде, и ищет нужный клиенту ответ вместе с ним.
В результате мы получаем классификацию шести основных технологий психологического консультирования. Это:
- Фасилитатор
Консультант убежден, что сам клиент знает искомый для него ответ, и, действуя в обход разума (обращаясь к его бессознательному, воздействуя на его эмоции и чувства, средствами внушения, создания впечатлений и состояний) вытаскивает из клиента нужный тому ответ. См.→
- Манипулятор
Обходя разум (создавая впечатления, играя на чувствах или обращаясь к эмоциям), консультант внушает клиенту его ответ: нужное состояние, или что как следует понимать, или что тому нужно делать. См.→
- Медиум
Консультант погружается в состояние поиска ответа, и, если они входят в общее с клиентом состояние, если клиент передает консультанту часть своих состояний, то в совместном поиске чувствования они находят искомый для клиента ответ. См. →
- Сократ
Консультант убежден, что сам клиент знает искомый для него ответ, и обращаясь к разуму и фактам, средствами размышления и логики вытаскивает из клиента нужный тому ответ. См.→
- Эксперт
Убеждая и разъясняя, обращаясь к разуму клиента (факты и логика), консультант дает клиенту известный ему (консультанту) правильный ответ: нужное видение или искомую технологию. См.→
- Собеседник
Консультант не знает ответ, но обсуждая ситуацию вместе с клиентом, вместе, в совместном поиске, они постепенно нащупывают те пути и решения, которые будут для клиента наиболее оптимальны. См. →