Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Кажется, что применительно по крайней мере к дошколятам говорить о ценностно-смысловой сфере так же преждевременно, как и об их академическом образовании... В этом возрасте у каждого ребенка свои склонности, интересы и потребности, уже складывается та или иная первоначальная иерархия мотивов, но жизненные ценности и смыслы существуют пока в самом фрагментарном и зачаточном виде.
Жизненные ценности — это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может.
Не все жизненные ценности человеком обдуманы, но все осознанны или легко становятся осознанными. Говорить о бессознательных ценностях — нонсенс, бессознательными у человека могут быть стремления, мотивы, влечения, но не ценности. Ценности растут только под светом сознания. Иногда ценностные ориентиры человека можно выразить одним или двумя характерными словами (ценность развития или ценность комфорта), чаще — это довольно широкий круг убеждений в обрамлении определенной философии и обеспеченный соответствующей технологией жизни. Образно это выглядит как паровозик, где за словами-лидерами (метками, ярлычками ценности) тянется хвост слов и понятий, частотно (вероятностно) с ними связанных: ценностный круг человека.
Впрочем, если считать ценностями дошколят «Я люблю Кока-колу и собираю наклейки про Человека-Паука», то ценности мы обнаружим у шестимесячного ребенка: у него тоже бывают любимые игрушки. Если мы будем говорить об умении и привычке дружить, то кажется это скорее про умения и привычки, а не про ценности. Есть ли, тем не менее, хоть какие-то жизненные ценности у дошколят?
Есть. Большинство дошкольников уже чрезвычайно внимательно следит за тем, насколько они соответствуют гендерным нормам: девочки хотят одеваться, как девочки, а мальчик никогда не наденет девчачью юбочку.
В любом случае начинать формировать ценности у шестилеток уже можно и нужно, чтобы они хотя бы лет через десять, хотя бы у взрослых людей — появились. И не просто появились какие-то, а ценности воспитанного и цивилизованного человека.
Если отец воспитывает своего сына как боевика, любящего оружие и готового убивать русских — это эффективное формирование ценностно-смысловой сферы ребенка, но содержание этих ценностей едва ли порадует читателей этой статьи...
Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит как будто изнутри, иногда — задается снаружи, традициями и ритуалами социума.
Если все сильно упрощать, то важно знать следующее: 1) ценности не приходят ниоткуда «изнутри», изнутри у ребенка есть только врожденные инстинкты; 2) чаще всего ценности возникают в результате «промывания мозгов», как бы цинично и прискорбно это ни звучало; 3) реже ценности западают в душе в результате удачного якорения. Если говорить о влияющих на это обстоятельств, то рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности.
Если ребенок начал вести себя как «мальчик», если его «мальчуковое поведение» поддерживается окружающими; если его «мальчиком» называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности...
Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.
Ценности детей формируются во многом случайно, дети чаще прямо перенимают ценности своего ближайшего окружения, в том числе «ценности» своей детской субкультуры.
Из интервью: «Я помню, как ко мне девчонки подошли в детском саду и спрашивают: «Ты Сережку любишь?» И я по выражению их лиц поняла, что Сережку любить надо. Сказала: «Конечно!», И мы всей группой дружно любили Сережку».
Две сестры, 8 и 9 лет, между ними естественное соперничество, сейчас они едут с папой в машине, по радио звучит музыка. Одна сестренка заявляет: «Это моя любимая песня!» Другая надулась: что ей делать? Промолчать? Тогда она оказывается сзади. Сказать, что ей тоже нравится? Все равно сестра будет впереди. Ее решение: «А я такую музыку не люблю! Я люблю…» (тут она вспоминает что-то, что ей как-то нравится). Все, началось формирование ценностей: что она любит, тем более — что она не любит… Случайные выборы на фоне соперничества, а спустя годы будет оформлено как внутренние личностные ценности, музыкальные предпочтения…
Понятно, что самый большой объем ценностей формируется самым ближайшим для ребенка окружением, и в первую очередь семьей. Ребенок и непосредственно впитывает убеждения родителей, как нечто само собой разумеющееся, и тем более усваивает то, что родители хотят ему внушить, внушают и поддерживают целенаправленно.
Самый естественный путь формирования жизненных ценностей — не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.
В фильме «Мефисто» наглядно показано, как из талантливого актера, близкого социалистическим и гуманистическим идеалам, был сформирован человек с нацисткой идеологией. Другой любопытный фильм — «Эксперимент», основанный на реальных событиях Стэнфордского тюремного эксперимента.
Наверное, более полезно приглядываться к жизненным экспериментам с позитивным содержанием. Одним из самых позитивных жизненных экспериментов, где детям и подросткам формировали здоровые жизненные ценности, был опыт А.С. Макаренко. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко — мог. В колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком. Среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива.
Хочется верить, что воспитательные технологии А.С. Макаренко будут реализованы и в наши дни.
Другие статьи по теме: