Адлерианская психотерапия: практика
Адлерианская психотерапия представляет собой пример психотерапии, ориентированной на рост и развитие. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией.
Цель терапии — исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума и усиление выражения социального интереса.
К пониманию базисных предположений (стиля жизни) ведут две основные области исследования:
- Структура семьи
- Воспоминания раннего детства.
Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее.
Состав и динамика семьи показывают, как конкретный человек нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот человек еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.
Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни человек и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии и требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным.
«Частная логика» (private logic) — это личные предположения индивидуума, которые обычно непосредственно не сознаются. Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, которые человек объясняет посредством различных рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить вымышленные ценности стиля жизни.
Скрытые мотивы
Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть:
- предохранение от крушения личных планов,
- нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих,
- достижение мнимой победы,
- любая другая защита чувства собственного достоинства.
Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.
Направление изменения
- Основные изменения происходят в трех направлениях:
- продвижение к решению сложных жизненных задач,
- отказ от их решения,
- поиск обходных путей.
Саморазрушительные и нереалистичные предположения
Все основные ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла.
Они включают в себя:
- неправильную фокусировку,
- предубежденность,
- ограниченность мыслительных категорий,
- оторванность мышления от действительности,
- приверженность необычным идеям,
- необоснованные предпосылки,
- нереалистичные ожидания и помыслы,
- неточную оценку событий.
Способ интерпретации
Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информацию о том, что должно быть изменено.
Некоторые интерпретации человек охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Другие интерпретации встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, которые угрожают самооценке или чувству самоконтроля.
Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для человека невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает человеку начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.
Отношение «терапевт–пациент»
Терапия — это диалог, требующий сотрудничества. Полноценные отношения «терапевт–пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и открытым для самоисследования. Первая задача терапевта — наладить значимое сотрудничество с пациентом. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении им чувств пациента.
Перенос
Пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а также искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения.
Адлерианцы считают перенос искусственным продуктом терапии и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.
Сопротивление
Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.
Четыре главные причины сопротивления:
- Неспособность терапевта и пациента согласовать цели. Если пациент не идет на рынок купить то, что терапевт выставляет на продажу, покупка не состоится.
- Проявление пациентом девальвирующей тенденции (обесценивания того, что предлагают другие) как основного способа сохранения своей положительной самооценки.
- Естественное сопротивление пациента любому вмешательству, угрожающему лишить законной силы его личные толкования («конструкты»).
- Прочно укоренившаяся у некоторых людей перцептивная установка, жестко фильтрующая не соответствующую ей информацию.
Облегчение изменения
Изменение становится возможным благодаря творческой силе пациента, достаточной вследствие возросшего понимания.
Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.
Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни.
Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента).
Терапевтический процесс
Научение новому поведению требует определенного времени. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию. Завершение лечения не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Спустя годы после окончания курса терапии пациент может по-прежнему открывать для себя новые инсайты и продолжать процесс личностного роста.