Адлерианская психотерапия: практика

01 октября 2022 г. в 21:23

Адлерианская психотерапия представляет собой пример психотерапии, ориентированной на рост и развитие. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией.

Цель терапии — исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума и усиление выражения социального интереса.

К пониманию базисных предположений (стиля жизни) ведут две основные области исследования:

  • Структура семьи
  • Воспоминания раннего детства.

Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее.

Состав и динамика семьи показывают, как конкретный человек нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот человек еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.

Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни человек и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии и требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным.

«Частная логика» (private logic) — это личные предположения индивидуума, которые обычно непосредственно не сознаются. Сознательно воспринимаются мысли, эмоции, интересы, побуждения и импульсы, которые человек объясняет посредством различных рационализации либо вообще отрицает или игнорирует. Терапевт же пытается выяснить скрытые мотивы, защитные тенденции и обнаружить попытки сохранить вымышленные ценности стиля жизни.

Скрытые мотивы

Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть:

  • предохранение от крушения личных планов,
  • нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих,
  • достижение мнимой победы,
  • любая другая защита чувства собственного достоинства.

Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.

Направление изменения

  • Основные изменения происходят в трех направлениях:
  • продвижение к решению сложных жизненных задач,
  • отказ от их решения,
  • поиск обходных путей.

Саморазрушительные и нереалистичные предположения

Все основные ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла.

Они включают в себя:

  • неправильную фокусировку,
  • предубежденность,
  • ограниченность мыслительных категорий,
  • оторванность мышления от действительности,
  • приверженность необычным идеям,
  • необоснованные предпосылки,
  • нереалистичные ожидания и помыслы,
  • неточную оценку событий.

Способ интерпретации

Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информацию о том, что должно быть изменено.

Некоторые интерпретации человек охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Другие интерпретации встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, которые угрожают самооценке или чувству самоконтроля.

Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для человека невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает человеку начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.

Отношение «терапевт–пациент»

Терапия — это диалог, требующий сотрудничества. Полноценные отношения «терапевт–пациент» предполагают откровенное обсуждение проблем с пациентом, внимательным к интерпретациям и открытым для самоисследования. Первая задача терапевта — наладить значимое сотрудничество с пациентом. Терапевт достигает этого, избегая высказываний с негативной окраской о поведении пациента, используя высказывания, свидетельствующие о понимании и уважении им чувств пациента.

Перенос

Пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а также искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения.

Адлерианцы считают перенос искусственным продуктом терапии и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.

Сопротивление

Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.

Четыре главные причины сопротивления:

  • Неспособность терапевта и пациента согласовать цели. Если пациент не идет на рынок купить то, что терапевт выставляет на продажу, покупка не состоится.
  • Проявление пациентом девальвирующей тенденции (обесценивания того, что предлагают другие) как основного способа сохранения своей положительной самооценки.
  • Естественное сопротивление пациента любому вмешательству, угрожающему лишить законной силы его личные толкования («конструкты»).
  • Прочно укоренившаяся у некоторых людей перцептивная установка, жестко фильтрующая не соответствующую ей информацию.

Облегчение изменения

Изменение становится возможным благодаря творческой силе пациента, достаточной вследствие возросшего понимания.

Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.

Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни.

Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента).

Терапевтический процесс

Научение новому поведению требует определенного времени. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию. Завершение лечения не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Спустя годы после окончания курса терапии пациент может по-прежнему открывать для себя новые инсайты и продолжать процесс личностного роста.

Файлы:
  • Направления и виды психотерапии
  • Автор Альфред Адлер

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Адлерианская психотерапия
Адлерианцы рассматривают организм как открытую систему, стремящуюся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом.
01 окт. 2022 г.
Индивидуальная психология
Индивидуальная психология - (адлерианская психология adlerianpsychology). - была создана Альфредом Адлером. Обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.
31 дек. 2009 г.
Психоанализ Адлера: растерянность на рынке
Приведем пример, иллюстрирующий, как можно обнаружить у взрослого модель поведения, которая с поразительным постоянством воспроизводит закрепленные в детстве поведенческие установки. Тридцатилетний мужчина чрезвычайно агрессивного характера, сумевший добиться успеха и признания несмотря на трудное детство, пришел к терапевту в состоянии глубокой депрессии с жалобами, что у него пропало желание работать и даже жить. Как он объяснил, вскоре он должен обручиться, но смотрит на будущее с крайним беспокойством. Его мучает ревность, и он готов уже расторгнуть помолвку.
01 окт. 2022 г.
Теория личности в индивидуальной психологии
Дитя человека — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной социальной средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с другими людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой социальной среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и других. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь человека.