Адлерианская психотерапия
Адлерианцы рассматривают организм как открытую систему, стремящуюся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом.
Креативное Я — самоуправляемый элемент, создающий набор субъективных предположений, вытекающих из практической необходимости справиться с задачами внешнего мира и превращающихся в набор правил восприятия и действия в этом мире.
Эти правила со временем согласуются между собой, становятся более твердыми и действующими обычно за пределами непосредственного сознания. Адлер называл эти правила стилем жизни — всеобъемлющей главной программой. Наличие общего плана делает личность единым целым. Выявление стиля жизни становится важной частью психотерапии.
Правильное понимание жизни, по Адлеру, есть признание того, что люди нуждаются друг в друге, должны уважать друг друга и учиться объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач. Адекватные цели, адекватные стремления, интерес и непредвзятое отношение к жизни, понимание себя, необходимые навыки межличностного общения и чувство общности (социальный интерес) — все это помогает придать правильное направление жизни.
Теория терапии
Теория Адлера основана на психоаналитических положениях:
- психический детерминизм,
- целенаправленная природа поведения,
- существование множества неосознаваемых мотивов,
- положение о том, что сновидения могут рассматриваться как продукт психической деятельности и что проникновение в суть своих неосознаваемых мотивов и предпосылок (инсайт) обладает целительной силой.
Модель либидо — стремление к субъективно определяемой позиции значимости.
Структура личности — неделимая единица.
Терапевт преследует конкретные цели и использует конкретные диагностические методы для понимания пациента. Цели терапевта — открыть человека себе самому и побудить его к полезным изменениям образа жизни. Для этого терапевт должен выполнить 4 задачи:
а) установить терапевтический контакт,
б) понять гипотетический мир индивидуума,
в) раскрыть его перед ним таким образом, чтобы —
г) составляющие его предположения подверглись самокоррекции и содействовали изменению.