Зефирный тест и волевое поведение
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Легко определить, какой ребенок пройдет зефирный тест, а какой не пройдет: просто посмотрите на тело ребенка. Если ребенок держится хоть как-то собрано, он зефирный тест пройдет. Если у ребенка все тело гуляет, голова крутится, руки ходят сами по себе – он зефирный тест не пройдет.
Это самый простой признак, есть ли у ребенка волевое поведение или у него только полевое поведение. Волевое поведение – он делает то, что он хочет сам. Полевое поведение – он делает то, к чему привлекают его внешние предметы. Лежит колокольчик – в него нужно позвонить. Зачем позвонить? Потому что колокольчик. Этого хочет колокольчик!
Помните, в русских народных сказках. «Машенька, будешь бежать из леса, что бы ты за собой не слышала, ни в коем случае не оборачивайся!». Но Машенька обычно оборачивалась, потому что ей интересно, она собой не владеет, ею владеют все то, что вокруг нее. У нее не волевое, а полевое поведение.
Будет ли слушаться вас ваш ребенок, если у него волевое поведение? Не всегда. Но если захочет – он сможет. А будет ли слушаться вас ваш ребенок, если у него полевое поведение? Не будет. Точнее, будет только до тех пор, пока его не отвлекут любые другие, более интересные вещи и предметы или хотя его собственные руки и ноги.
Такой ребенок не может слушаться вас, потому что его самого не слушает его собственное тело. Руки ребенка ему не подчиняются. Тело ребенка ему не подчиняется. Глаза ребенка живут собственной жизнью, бегают куда им хочется, ребенку не подчиняются.
Как помочь ребенку организовать собственное тело? Сделать так, чтобы его тело его слушалось?
Тренировать!
Лучше всего это тренировать на тренировках, где есть много детей и есть тренер. Там всем понятно, что тренер может построить всех в шеренгу и требовать, чтобы шеренга оставалась шеренгой и никто из нее не выпрыгивал. Это небольшая армия, но ее принимают все. Отдавайте детей в спортивные секции, но в первую очередь туда, где тренер наводит дисциплину!
Второе – спортивные игры, где дети играют вместе. Даже если дети играют в вышибалы, уже нужно владеть своим телом. Нельзя заходить за линию, нужно ловить мяч – и для этого нужна дисциплина тела.
«Море волнуется раз» – прекрасная игра, потому что там нужно ребенку замереть и оставаться неподвижным! Даже в прятках нужно сидеть и не крутиться, а то тебя найдут раньше времени. Это - отличные игры!
Третье – включайте ребенка в спортивные игры, где нужно ловить мяч, бить по мячу, вести мяч, как в баскетболе.
И, главное, учите ребенка стоять неподвижно. Обычно вы на это не обращаете внимание, ну крутится – и пусть крутится, но ребенок привыкает, что его руки и ноги ходят отдельно от него, а потом в принципе не может владеть собой, потом он не делает уроки, потом он играет в компьютерные игры и не может не играть в компьютерные игры. Если ребенок перед вами крутится, и вы это разрешаете, вы зачеркиваете ему большую жизнь.
Если ребенок застывает перед телевизором – это не владение собой, это подчинение телевизору. Ребенок должен владеть собой сам. С этой точки зрения сделайте учебной процедурой даже стояние в углу. Если он там тоскливо крутится 10 минут – это глупо и вредно. А если вы скажете: «Простоишь неподвижно 3 минуты – и свободен!», это для него уже интересная и полезная игра! Начинайте с 1 минуты, потом увеличивайте время до 2, 3 и далее минут, потом устраивайте соревнования: кто из детей сможет пересмотреть друг друга!
Играем в индейцев: у них неподвижные лица! Две ребенка встают друг напротив друга, смотрят глаза в глаза и нельзя шевелиться: кто кого?
Следите за спокойным телом!
Если ребенок сидит на стуле, он не должен болтать ногами.
Если он стоит перед вами, но не должен мотать головой в разные стороны и крутиться всем телом. Он должен стоять прямо и ровно. Еще раз – почему, зачем? Это нужно не вам, это нужно самому ребенку для развития самодисциплины, чтобы он владел собой и был способен делать то, что хочет сам.
Если ребенок увлекается раскрасками, учите его раскрашивать аккуратно, линия к линии и не выходить карандашом за границы.
А почему ребенок это делать?
Да, чтобы всего этого добиваться, вам нужно, чтобы ребенок вас слушался. Сказано – сделано. Вы дали команду – ребенок ее выполнил.
Но это огромная дополнительная тема – как вы добиваетесь от ребенка, чтобы он вас слушался.
Главные вопрос здесь: вы командуете или уговариваете? Слова «договариваетесь» - забудьте, маленькие дети этого еще не понимают. Папы обычно командуют, мамы обычно уговаривают, отвлекают детей от плохого и привлекают к хорошему.
Так вот, папы действуют правильно, правильно ребенком командовать, а уговаривать – это вредительство.
Я это легко объясню, это просто. То, что вы делаете ребенку, ребенок будет сам с собой. Если вы командуете ребенком и приучаете его к командам – он будет командовать сам собой. Если вы упрашиваете ребенка и приучаете его к упрашиваниям – он будет упрашивать сам себя. И какая будет эффективность, если ребенок сам себя упрашивает и сам себе кривляется? Никакая. Вы не добрая мамочка, а вредитель.
Учите ребенка слушать команды и слушаться без всяких уговоров.
Вы убрали игрушки – да? Правильно.
Теперь, если вы ребенок хочет играть в игрушки, он их просит у вас. Если он вас слушается, вы их ему даете. Если он вас не слушается, вы его не уговариваете, а лишаете развлечений и тренируйте его слушать ваши долгие родительские наставления. Полезная вещь! Полезны не сами наставления, а то, что ребенок в это время учится стоять спокойно и не крутиться.
Еще раз – всегда помните, зачем вы это делаете. У вас нет задачи испортить жизнь ребенку. У вас есть задача сформировать у ребенка самоконтроль, сформировать у ребенка волевое поведение, создать ребенку большое и свободное будущее.
Сделаете?