Японская школа
Редактор: Н.И. Козлов
Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет - «как с рабом», а после 15 - «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Как это достигается?
Это делается в первую очередь с помощью японской школы. Став школьником, бывший малыш попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.
На начальную школу Японии возлагается важная функция: помочь ребенку, еще недавно эгоистично живущему «как король», научиться соблюдать все правила и жить ради группы. Вот почему большая часть времени начального образования посвящена не столько овладению науками, сколько посвящению в этикет. Малышей учат, как надо себя вести в тех или иных ситуациях, что можно и нужно говорить и делать, а что нельзя.
Коллективизм
Школа для японского ребенка – вторая семья в прямом смысле этого слова, ибо каждого первоклашку учат, что все его одноклассники – друзья, поэтому драться и ругаться нельзя. «Ты что, ударишь друга?» Дабы повысить чувство локтя, все время проводятся бесчисленные соревнования, где побеждает команда. Каждый учится делать вклад в свою группу, жить не ради своих интересов, а ради интересов стаи. Внутри самой стаи не должно быть конкуренции, иначе это разрушит ее единство и конкурентоспособность среди подобных стай.
Все классы делят на группы, внутри которых есть и лидеры, и аутсайдеры. При этом лидер опекает своих товарищей и обязан отвечать за них и помогать им. В свою очередь, остальные члены группы всячески прислуживают лидеру. К каждому первоклашке приставляют куратора – ученика шестого класса, тем самым воспитывая в младших уважение к старшим, а в старших ответственность перед младшими.
Каждый год ученики всех классов с параллели перетасовываются между собой. Обычно каждый ученик пишет на листочках три имени тех, с кем бы он хотел оказаться в одном классе, и три имени тех, с кем бы не хотел. Но администрация не обещает, что сможет выполнить все требования. В итоге каждый год ученик как бы попадает в новый коллектив, где есть и старые знакомые, и новые. Так японцы воспитывают чувство единства среди малышей: ребята учатся уживаться с каждым.
В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях - побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни.
В отличие от менталитета Запада, где культивируется индивидуализм и ценность каждой отдельно взятой личности, менталитет Японии сдобряется коллективизмом, когда все, что ты делаешь, важно, прежде всего, для всех окружающих и когда «стая» всегда значимее отдельно взятого индивида. Так, если класс на уроке шумит, японский учитель усмиряет шалунов фразой: «Вы мешаете учиться соседнему классу». Этого бывает достаточно. Такое странное поведение обусловлено историческим развитием Японии. Вынужденная долгое время жить в изоляции, страна выработала менталитет, направленный внутрь. Т.е. если на западе каждый человек друг другу конкурент, то здесь каждый человек как бы работает на «пещеру», т.е. в его самосознании существует важная мысль: «Мое процветание зависит от процветания моей страны, поэтому я, прежде всего, должен работать на страну».
Основная задача японской педагогики - воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Оборотная сторона этого - «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Если кто-то из школьников высказывает мнение, отличное от мнения большинства, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Нестандартного ученика травят, часто избивают.
Стандартизация
В Стране Восходящего Солнца пользуются большой популярностью всевозможные инструкции, которые можно встретить везде: в метро, в магазинах, в месте утилизации отходов и в любых других местах общественного пользования. Каждая ситуация в табличках прописана вплоть до мелочей. Например, в японских школах можно встретить табличку с инструкцией, как нужно вести себя всем, кто входит в учительскую:
Для учеников, входящих в учительскую: Инструкция
- Аккуратно постучать в дверь два или три раза.
- Получив разрешение учителя, войти, извиниться.
- Коротко изложить суть дела.
- Закончив разговор, извиниться.
- Выйти, аккуратно прикрыв за собой дверь.
Стандарт – очень важная часть обучения. Все должны мыслить по единому стандарту, одинаково. В Японии все школы учатся по одной и той же программе, и даже начинают одни и те же темы в одно и то же время. Если ученик переводится из одного учебного заведения в другое, он может не волноваться, что попадет на другую программу или на незнакомую тему.
Изобретательность, нестандартное мышление всячески критикуется и подавляется. Если вы решили задачу каким-то новым способом, то ничего хорошего не услышите в свой адрес. Максимум – скупую похвалу и замечание, что так никто не делает. Надо решать так, как все решают: точно соблюдать все правила, иначе быть беде. Точность и аккуратность – то, что ценится важнее изобретательности и импровизации.
Японская школа – самая унифицированная во всем мире. Здесь нельзя оставаться на второй год или заканчивать обучение экстернатом. Раз положено учиться шесть лет в начальной школе – ученик должен учиться ровно столько же. Знания и способности играют меньшую роль, нежели возраст.
Осознание группы как единого живого организма начинается с установления единого стандарта внешнего вида для всех учащихся. И если в начальной школе не всегда есть обязательная форма, то к средней школе ученики выглядят абсолютно одинаково. Умение соблюдать стандарт прививают постепенно: все малыши начальной школы носят одинаковые желтые шапочки и ранцы с желтыми наклейками, по которым первоклашку можно заприметить издалека.
Среди родителей обговариваются все стандарты того, как должен выглядеть ученик. Запрещается как-то выделяться или приносить в школу новомодные или дорогие вещи, которые могут не иметь другие ученики. Порой даже цвет нижнего белья может стать предметом скандала или насмешек.
У каждого учебного заведения своя форма, поэтому если ученик нарушает правила вне школы, об этом сразу становится известно администрации. Но наказание несет не один конкретный ученик, а его группа или класс. Объявляя о наказании, никогда не упоминается имя провинившегося, указывается лишь группа, которая понесет ответственность. «Все, что я делаю, может повлиять на моих товарищей», - с этой мыслью живет каждый школьник.
Комментарии (6):
С точки зрения гуманизма и европейского человека - это странно и местами дико, но Японцы сидя на острове делают легендарные Тойоты и пожалуй лучшую технику Сони, а самая большая в мире страна - Жигули и в лучшем случае поганый пылесос.
Представьте себе, что на этой цепи островов, где все сидят друг у друга на голове, люди начнут "стремиться к успеху" и обнаружат, что на всех не хватит места, еды, воды, чистого воздуха. Да они же перережут друг друга! Вот и идет в ход все, чтобы задавить человеческое "я": коллектив все, ты ничто, культ почитаемых предков, которые, глядя на тебя, радуются или огорчаются, буддизм, с его отказом от достижений в этой жизни. Это просто социальная технология.