Януш Корчак
Я́нуш Ко́рчак (Janusz Korczak; настоящее имя Ге́нрик Го́льдшмит; 22 июля 1878, Варшава — август 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. В пути Януш смог спасти одного ребенка, который смог пролезть в узкое окошно поезда. Но и этот ребенок погиб позже на войне.
Педагогическая деятельность
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.
С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.
Литературное творчество
Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).
Книги для детей
- Którędy (1898) — драма
- Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
- Koszałki Opałki (Warsaw, 1905)
- Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) — частично автобиографический.
- Моськи, Иоськи и Срули (Mośki, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
- Юзки, Яськи и Франки (Józki, Jaśki i Franki, Warsaw 1911)
- Слава (Sława, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
- Bobo (Warsaw 1914)
- Роковая неделя (Feralny tydzień, 1914)
- Король Матиуш Первый (Król Maciuś Pierwszy, Warsaw 1923)
- Король Матиуш на необитаемом острове (Król Maciuś na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
- Банкротство маленького Джека (Bankructwo małego Dżeka, Warsaw 1924)
- Когда я снова стану маленьким (Kiedy znów będę mały, Warsaw 1925)
- Senat szaleńców, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
- Кайтусь-чародей (Kajtuś czarodziej, Warsaw 1935)
Педагогические произведения
- Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
- Как любить ребенка (Jak kochać dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochać dzieci)
- Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
- Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
- Шутливая педагогика (Pedagogika żartobliwa, Warsaw 1933)
Другие книги
- Дневник (Pamiętnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно
- Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)
Комментарии (3):
Автор книги «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Бетти Джин Лифтон (США) сообщает, что Корчак с юмором говорил о своем Доме Сирот: «Другие приюты плодят преступников, наш же плодит коммунистов». За этой шуткой скрывалась его озабоченность тем, что ряд выпускников Дома Сирот участвовал в деятельности находившейся в подполье Коммунистической партии Польши. Сам же Корчак был скептически настроен по отношению к коммунистическим идеям. Он сказал однажды: «Я уважаю эту идею, но это как чистая дождевая вода. Когда она проливается на землю, то загрязняется». Он говорил, что при революциях, как и всегда, выигрывают ловкие и хитрые, тогда как наивные и легковерные остаются ни с чем, а революционные программы — это комбинация безумия, насилия и дерзости, связанной с неуважением к человеческому достоинству.