Виртуальная психология
Виртуа́льная психоло́гия — новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема — на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система «человек-виртуальная реальность» (СЧВР).
История
Это научное направление возникло в восьмидесятые годы ХХ столетия. Родоначальником виртуальной психологии считают Н. А. Носова(1952-2002). В Институте Гуманитарного Образования (ИГИМО) находится Центр виртуалистики, имелся также Центр Виртуалистики Института Человека РАН.(1991-2004). Исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН с 2005 года продолжает дело Центра виртуалистики Института человека РАН [1]. В 2000 г. прошла первая научная конференция по виртуальной психологии в России.
Объект виртуальной психологии
Множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства.
Предмет виртуальной психологии
В системе «человек-виртуальная реальность» виртуальная психология занимается такими вопросами:
- Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах;
- Стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации;
- Психологическая сущность этой области деятельности;
- Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации;
- Поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.
Цель виртуальной психологии повысить средствами психологии эффективность системы «человек-виртуальная реальность».
Виртуальная команда
В мире все больше рабочих задач выполняются виртуальными командами. Это группа таких сотрудников, которые работают через Интернет. Они редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо. Как показала практика (по материалам исследования 55 виртуальных команд из 15 европейских и американских транснациональных компаний), при формировании виртуальных команд нужно соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить эффективность их работы:
- Необходимо помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети;
- Виртуальные команды будут более производительны, если несколько участников знакомы между собой;
- Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов». «Коммуникаторы» — люди, которые имеют много связей с полезными людьми вне команды. Однако слишком большое количество коммуникаторов может нанести вред команде.
- Необходимо постоянно следить за наличием коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей членов команды вне ее.
- Работу над проектом необходимо разбить на ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от степени выполнения другого;
- Нужно создать веб-сайт, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга;
- Полезно поощрять общение членов команды, но не принуждать к обязательным сборам;
- Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими;
- Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом;
- В команде должно быть как можно больше добровольцев.
В полном объеме специфика работы виртуальных команд изложена в книге Лей Томпсона [4].
Психологические аспекты деятельности виртуальных команд составляют предмет психологии виртуального труда.
Структура виртуальной психологии
Блок технически опосредуемый
Блок рефлексии
Блок виртуальной эргономики