Виды клиентских запросов
Запросы клиентов бывают адекватные и нет (не реалистичные либо не относящиеся к компетенции психолога), внятные и не сформулированные, запросы из позиции Жертвы и из позиции Автора, запросы на решение проблем, на консультирование по поводу возникших сложностей и на подсказки в решении их жизненных задач.
Упрощая, основные запросы клиента при встрече с психологом можно разделить на три категории:
- Жалобы, просьбы помочь в решении проблем
Как правило, такие запросы приходят от клиентов в позиции Жертвы, запросы плохо сформулированы, клиент не знает, что он хочет, и ожидает лечения.
- Запрос разобраться в сложной ситуации
Клиент может быть и в позиции Жертвы, и в авторской позиции, запросы лучше сформулированы, клиент ожидает совместных размышлений, экспертной оценки и рецептов решения, включающих необходимость чему-то научиться. Однако нужно учесть, что этот запрос может скрывать и другие, менее рабочие и более проблемные установки. См.→
- Запрос помочь в движении вперед в решении задачи
Клиент находится в авторской позиции, запрос в достаточной мере сформулирован, клиент ожидает новых идей и заданий по освоению необходимых навыков. Клиент ожидает — учебы.
Личностные особенности клиентов
Недалекие мужчины предпочитать свои проблемы игнорировать, недалекие женщины успокаиваться тем, чтобы свои проблемы смягчать, умные люди свои проблемы решают, мудрые живут так, чтобы психологические проблемы у них не возникали.