Учитесь говорить тезисами!
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Вспоминаем, что такое тезис? Если кругом чувства, то тезис — это мысль среди этих чувств, если кругом мысли, то тезис — это главная мысль, а в разговоре по существу тезис — это инструкция, как делать или как думать. Чтобы не осложнять задачу обучения, вначале стоит принять широкое понимание этого понятия:
Тезис — это главная или одна из главных мыслей автора, изложенная по возможности коротко и емко.
Что тезисом обычно не является? Если вы рассуждаете, обосновываете или возражаете, тем более просто выражаете чувства — для дельного собеседника здесь тезиса еще нет.
«На улице холодно» — даже если это сформулировано требовательно, это не тезис. Имеется в виду надеть шапку или «Никуда ты не пойдешь?»
«Ты меня не понимаешь!» — в чем тезис, что ты хочешь? Мне застрелиться? Тебя не перебивать? Пожалеть тебя, ты плохо себя чувствуешь?
«Это не пойдет» — в целом тезис понятен: это не подходит и нужно прекратить. Но будет гораздо лучше, если будут пояснения «почему» и подсказки, что нужно сделать по-другому лучше.
Те, кто привыкли жить чувствами, редко говорят на языке тезисов, и деловым людям с ними трудно. Рассказы об обстоятельствах, всякие впечатления, интересные замечания и прочие видения — это рассказ «что есть», а что из этого следует? Что делать-то? Пока вы внятно не сказали, что вы считаете делать правильно, собеседнику будет не понятно, что с вашими рассуждениями и чувствами делать. Отметить обстоятельство — важно, еще важнее — извлечь из него урок, сделать из него выводы. Впечатления и замечания сами по себе стоят мало чего, от видений рано или поздно нужно переходить к выводам. Повторим еще раз:
Умение сформулировать тезис — это четко выразить отношение или, еще лучше — дать инструкцию, сказать как правильно относиться, как правильно думать и что в такой ситуации следует делать.
Четкие тезисы востребованы в науке, в бизнесе и в армии.
Если вы работаете в серьезной науке и идет научная дискуссия, то ваши тезисы должны быть явными и определенными. Задавайте себе и коллеге вопрос: какие из этого следуют выводы, что это значит, как к этому правильно относиться, что с этим делать? — Доводите до уровня действия, до уровня инструкции.
Порядочные люди в деловом общении между собой стараются говорить сразу тезисами. Если разговор не по-делу, можно и просто порассуждать, и пошутить, и глупостями покидаться, но если вы начали про дело, то формулируйте свои тезисы, говорите так, чтобы собеседник явным образом понимал, что вы от него хотите. Стиль разговора в формате неопределенности, стиль туманных притч и красивых образов годится лишь для любителей развлечений либо в общении с чужими или опасными людьми, с которыми прямо и ясно разговаривать чревато. Если вы хотите близких отношений — говорите тезисами. Если вы уважаете собеседника — говорите тезисами. Если вы хотите обсудить свою мысль, вначале четко сформулируйте свой тезис (свои тезисы).
Формулируя тезис, вначале скажите самую главную мысль в короткой формулировке (Заголовок тезиса), далее дайте обоснования и иллюстрации, завершите все выводом. Заголовок тезиса говорит самую главную мысль, обоснование и иллюстрации раскрывают основное содержание тезиса, вывод содержит инструкцию «Что делать».
Тезисы Якобины фон Мюнхгаузен: «Развод отвратителен» (обоснование — «разлучает супругов»), «Развод унижает женщину» (обоснование — «Мужчину при этом называют свободным, а женщину — брошенной»). Иллюстрации этого — она сама... А вывод из этих тезисов, он же главный ее тезис (заголовок), хотя и не сформулированный явно: «Нас разводить нельзя!»
Итого, пока вы рассказываете свои впечатления и чувства, есть большой риск, что свою мысль вы еще сами не поняли. Постарайтесь понять, что же вы хотите всем этим сказать: «Что кому нужно делать?» Какие ваши тезисы?
Если вы не сформулировали свой тезис явно, вас легко могут не понять. Например, вы заметили, что слайды во время хода лекции мешают усвоению материала, отвлекают от содержания, мешают пониманию. Вы поделились этим открытием со своим другом-преподавателем, который активно использует слайды в качестве сопровождения своих занятий. А он? А он вас — не понял и стал слайды защищать. Вы вроде бы нападать и не собирались, почему же он стал от вас защищаться? Дело в том, что ваша фраза «Слайды отвлекают!» — не тезис. Это только констатация обстоятельства. Тезис появится тогда, когда вы сформулируете, что из этого следует: как следует к этому относиться и что следует в связи с этим делать. Так какой ваш тезис: «Не следует пользоваться слайдами?» Или: «Следует давать слайды картиночные, а не текстовые, создающие впечатление, а не конкретную информацию?» А может быть: «Следует давать время студентам на перерисовку слайдов?
Если вы хотите, чтобы вас понимали лучше, формулируйте свои тезисы явно и определенно.
Явно и определенно — вовсе не значит «категорично». Речь с четкими тезисами вовсе не обязательно категорична! Более того, четко сформулировав свой тезис и спросив мнение собеседника, вы как раз подчеркиваете свою не категоричность и уважение к мнению собеседника. А вот речь без явно сформулированных тезисов обычно более категорична. «Чушь какая-то...» — тезиса нет, позиция автора не понятна, а категоричность налицо.
Еще упражнение на формулировку тезиса. Предположим, идет разговор о воспитании детей, женщина замечает: «Мужчины ведут себя жестко и часто грубы». Как вы понимаете, это — тезис? Похоже, что в этом высказывании явным образом слышится только замечание, а тезис здесь скрыт, он здесь только подразумевается. А поскольку подразумевается, то открывается простор для гаданий. То ли женщина хотела сказать, что «С мужчинами нельзя иметь дело», то ли «Мужчин нельзя подпускать к воспитанию детей» — а это ведь разные вещи. Если же контексту можно предположить, что имеется в виду последний смысл, то и здесь тезис не вполне ясен. Если мужчина жесток и груб, что с этим делать? Здесь множество вариантов... «Не пускать к ребенку вообще. Только под присмотром мамы. Пускать только к сыну. Только в определенные дни и часы. Научить его обращаться с детьми?» — выводы (тезисы) могут быть совершенно различными.
Итого: если вы хотите учиться осмысленной речи, учиться говорить тезисами, то предлагаю вам несколько заданий.
- В течение недели записывайте ситуации, когда люди рассказывают об обстоятельствах, но не могут определиться с выводами. Не формулируют явных тезисов.
- Слушая разговоры людей, отмечайте смену тем и наличие тезисов.
- Обозначение намерений. Любое обращение начинайте с обозначения своих намерений: у меня просьба, предложение, требование, совет, возражение, поболтать ...
- Не рассказывайте о своих чувствах, если в этом нет разумной инструкции и никому не нужно.
- При обсуждении говорите тогда, когда у вас есть вариант итогового решения.
И будет вам — счастье!
Пишет студентка Университета: «Не могу сказать, что упражнение «Формулируй тезис, говори понятно и коротко» все мои близки сразу приняли с восторгом, однако... Буквально вчера готовлю ужин. Сын по скайпу с друзьями общается и вдруг слышу: «Так, ты теперь четко и коротко сформулируй, чего ты сказать хотел, а то столько воды и ничего не понятно!» — говорит он другу. ВАУ! Меня услышали и не только услышали, но и применяют в жизни! За ужином сына спрашиваю про эту ситуацию, что ему друг ответил. Он заулыбался и говорит: «Когда ты начала рассказывать о том, что говорить нужно кратко и по существу, то сначала подумал — бред какой-то, опять мамины придумки, однако потом стал прислушиваться как ты по скайпу разговариваешь, как с Настей общаешься, как от меня требуешь четко формулировать то, что хочу сказать. И стал сам так делать — и классно оказывается! Все понятно, четко и время много не уходит. Спасибо тебе.» Вот так. Благодарность наших родных, наверное, самое дорогое, что можно получить!»
«Мастерство осмысленной речи: каждое высказывание адресно и целесообразно»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>