Понятность тезиса
Автор: Н.И. Козлов, профессор
Ректор Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Понятность тезиса — способность тезиса передать содержание, которое находится в голове автора, в голову его слушателей. Тезис более понятен, если в нем четко говорится, ЧТО ДЕЛАТЬ (как относиться или как поступать), ПОЧЕМУ это так (есть обоснования), даны все необходимые УТОЧНЕНИЯ (кто, как, когда, при каких условиях это правильно) и приведены ИЛЛЮСТРАЦИИ.
«Мужчины должны быть мужчинами!» — тезис сильный, но не раскрыт. Чтобы этот тезис стал понимаем, нужно раскрыть, что включается в слова «быть мужчиной?» Ходить в брюках? Зарабатывать много денег? Не трусить и не обижаться? Быть защитой и опорой для женщины? Защищать родину?
Собственно тезис: что делать?
Чтобы ваш тезис был действительно понят,
- сформулируйте его именно как инструкцию, чтобы было понятно что делать или хотя бы как относиться.
«На улице холодно» — даже если это сформулировано требовательно, это не тезис. Имеется в виду одеть шапку или «Никуда ты не пойдешь?»
«Ты меня не понимаешь!» — в чем тезис, что ты хочешь? Мне застрелиться? Тебя не перебивать? Пожалеть тебя, ты плохо себя чувствуешь?
- сформулируйте антитезис: «Что не делать?».
«Это не пойдет» — в целом тезис понятен, это прекратим. А как пойдет? Антитезис усиливает тезис, делает его более понятным.
Обоснование: почему, зачем?
Пока вы не объяснили, почему вы так думаете, что стоит за вашей мыслью, вашим предложением, вас снова могут понять неправильно. Расскажите подробнее, почему вы так думаете, дайте обоснования и иллюстрации. Если сможете, к ПОЧЕМУ добавьте ЗАЧЕМ: если будет понятно, как ваша мысль работает на что-то важное и для вас, и вашего собеседника, вас поймут лучше.
Уточнения: кто, где, когда?
Если вы хотите, чтобы вас поняли, сформулируйте свою мысль конкретно и по возможности недвусмысленно, без шаблонов неопределенности.
«Нужно действовать разумно» — а что это значит? Подождать? Сдаться? Собрать силы и ударить в нужный момент?
С вас — все необходимые уточнения и пояснения. Отметьте все важные обстоятельства: кто, как, когда, при каких условиях?
«Мужчина плакать не должен» — с какого возраста, в каких обстоятельствах?
«За детьми нужно следить» — это не тезис, потому что неясный. Что значит «следить»? Просто приглядывать или контролировать их поведение? В каком возрасте? Насколько жестко контролировать?
Иллюстрации: как это выглядит?
Очень желательно картинка-иллюстрация, которая понимаемое сделает еще и наглядно видимым.
«Мастерство осмысленной речи: каждое высказывание адресно и целесообразно»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>