Убираем страхи у мальчиков и девочек (закрытый архив)
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
- Мое достижение в том, что дочка перестала бояться публичных выступлений. Полтора года назад на конкурсе в детском саду мы выучили замечательное стихотворение, но она расплакалась и не стала перед родителями его рассказывать. А сейчас дочка учится в музыкальной школе и поет на концертах перед учениками, родителями и преподавателями.
Н.И. Козлов: - А как ты этого добилась?
- Разговорами. Мое отношение к этому спокойное и доброжелательное. Когда она мне сказала: «Мама, я боюсь выступать на концерте», я ответила: «Дианочка, конечно человек может бояться. Каждый человек может чего-то бояться, и ты бояться тоже можешь. Здесь нет ничего страшного. Ты знаешь, многие артисты чаще всего тоже волнуются перед выступлением. Это свойство людей волноваться и бояться. Они выходят, несмотря на страх и выступают, поют, показывают спектакли, сами в процессе получают от этого удовольствие и радуют людей». Ребенок восприимчивый, слушает меня, поэтому и стал более спокойным и стабильным.
Н.И. Козлов: - Здорово. А теперь небольшая провокация. Возможно ты смотрела фильм «Майор Пэйн». Быть может вспомнишь, как майор реагировал на Тайгера, когда тот чего-то боялся и рассказывал, что кто-то страшный спрятался у него в комнате в шкафу: «Я боюсь туда идти!» Как майор Пэйн на это реагировал? Не смотрела? Так посмотри, прямо с дочкой. Это хороший семейный фильм. При этом он вроде бы о воспитании мальчиков, но с другой стороны вопрос: а в данном случае, должна быть какая-то разница в воспитании девочки и воспитании мальчика? Как ты считаешь? В отношении ко всяким «страшно», «боюсь», «трудно»?
- В моем представлении разница может заключаться только в том, что я оказываю девочке большую помощь и поддержку. Меньше форматирую ее.
Н.И. Козлов: - А почему? Девочки что, более дефективные?
- Они воспринимают все более эмоционально.
Н.И. Козлов: - Что такое более эмоционально? У них больше эмоциональной энергии? Это хорошо. Нужно пользоваться тем, что у них больше эмоциональной энергии. Или что ты имеешь ввиду?
- Девочки воспитываются как существа нежные, любящие, женственные.
Н.И. Козлов: - Конечно, а причем здесь страхи?
- Когда я помогаю ей бороться со страхом, я понимаю, что она у меня будет более женственной, нежной. Поэтому я стараюсь быть вместе с ней и оказать ей поддержку.
Н.И. Козлов: - Как-то у мужчин этот вопрос решается проще. Это правильно? Или это не правильно и к девочкам нужно относиться, как к тем, кто будет бояться, как к слабым, более беспомощным, нуждающимся в большей поддержке, как более слабые существа? Девочки действительно более слабые и дефективные? Я бы сказал, что нет. Я бы не считал, что они более слабые и, не дай бог, дефективные. Я бы категорически возражал, чтобы про девочек так думали. А почему ты к сильным девочкам относишься, как к слабым?
- Это скорее всего просто моя поддержка, а не из-за того, что она слабая.
Н.И. Козлов: - А поддержка кому нужна? Сильным?
- Сильным тоже бывает нужна поддержка.
Н.И. Козлов: - Конечно нужна бывает. А кому больше нужна?
- В данном случае, я знаю своего ребенка и знаю, что он нуждается в поддержке и в участии, чтобы я была рядом.
Н.И. Козлов: - У меня есть гипотеза. Я думаю твоя дочь сильнее многих мальчиков, но ее сила заключается не в том, что она может справляться со своими эмоциями, а в том, что она умеет сопротивляться тебе сильнее многих мальчиков, обыгрывать тебя, изображать тебе свои страдания, страхи и выставлять плач. Она просто выпускает против тебя войска мощнее. И поскольку ты ее больше боишься, ты с ней действуешь мягко, а не так, как действуют против мальчиков. Мальчики так не воюют. А девочки воюют страшнее. Коллеги, что думаете?
- Согласна с вами, что она может использовать то, что она так эмоционально реагирует, как свое оружие против меня. Дело в том, что подходы жесткого форматирования: «Делай так и убери свои слезы» к результату не вели. Она ревела еще больше, действительно видно было, что она была совсем вялой.
Н.И. Козлов: - То есть она возражала против форматирования и выставляла новые протестные защиты перед которыми ты сдавалась. Так?
- Можно это и так назвать. Поэтому я могла бы достичь результата через такое жесткое воздействие или жесткое форматирование, но тогда, я думаю, это бы негативно сказалось на ее психике.
Н.И. Козлов: - А что ты имеешь ввиду? Что бы она еще себе изобразила в психике, чтобы доказать тебе, что ты была не права, чтобы больше на нее не давила и выставлять тебе, для создания чувства вины? Как ты думаешь, что бы она тебе придумала, изобразила?
- Для нее бы эти эмоции стали бы более привычные, более выраженные.
Н.И. Козлов: - Какие?
- То, что она ревет, сопротивляется.
Н.И. Козлов: - Она бы стала тебе реветь чаще, если бы ты ее жестче форматировала? Что ты имеешь ввиду? Это?
- Да.
Н.И. Козлов: - То есть она бы еще больше с тобой воевала против форматирования, почему ты пытаешься ее ограничить?
- Она бы чаще эмоционально реагировала, у нее был бы плохой сон. Это так оно и было.
Н.И. Козлов: - Естественно, если громко орать перед сном, то сон сбивается.
- Да. Может быть, если бы я была последовательна в своих действиях, не реагировала на ее эмоции, возможно я бы добилась результата, но это было бы жестко. Я считаю, что могу добиться того же самого более мягкими методами, то есть оказывать ей поддержку и больше хвалить за то, что есть похвалить. А там, где нужно как-то воздействовать, то я могу об этом говорить, не создавать жесткие рамки, а говорить, как будет лучше и правильнее.
Н.И. Козлов: - То есть она тебя выдрессировала, что с ней можно только по мягкому, долго и ласково. А кто попробует с ней по-другому, она мгновенно скажет: «У меня будет истерика, понял?». Муж попробует когда-нибудь с ней жестко поговорить, а она устроит ему пару истерик, скажет: «У меня характер такой, ты знаешь, что моя мама со мной не справилась, ты что ли, думаешь, справишься?». А дальше муж с ней разведется. Потому что зачем ему такая истеричка? Он что ли будет ее долго уговаривать или на работе все будут долго возле нее плясать?
- Дополнительно к тому, что мы находим взаимопонимание, я обучаю ее правилам поведения и с другими людьми, и в обществе.
Н.И. Козлов: - Хорошо.
- И умению договариваться, и умению выслушать. То есть я говорю еще: «Сейчас ты действительно рассердилась, разозлилась, но с другими людьми твои номера не пройдут, и там ты будешь уметь выслушивать и договариваться уже без своих эмоциональных всплесков».
Н.И. Козлов: - То есть оказывается, что с другими людьми она может вести себя без истерик, решать вопросы: сказано – сделано, а вот с мамой никак не может - у нее будет психотравма. Да?
- Они были. Сейчас это сходит на нет. Мы можем уже с ней договариваться и разговаривать без истерик, которые были раньше.
Н.И. Козлов: - Я думаю ты действуешь достаточно разумно и ты приведешь ее в порядок, просто не все нужно делать с бешеной скоростью. Ты потихоньку приводишь ее в нормальное состояние. Но то, что двигаться в этом направлении нужно – абсолютно верно! Вспомнилась любопытная ситуация, которую хорошо запомнил. Как-то мы вылетали с детьми из Болгарии и когда проходили контроль вещей, пограничники заметили бутылочку кока-колы, для детей это было самое любимое, из-за этого девочки в свое время всегда между собой дрались: «Что ты у меня хлебнула? А это мое! Не дам!». Это была маленькая детская драгоценность из-за которой они воевали. А тут, из их сумочки пограничник выбирает эти бутылочки и выкидывает, не спросив их, в мусорку! Я смотрю на лица девочек, какую они сейчас выдадут реакцию? Вижу абсолютно спокойные лица, ничего не колыхнулось в их душе. Я думаю: интересное дело, а если бы мы попробовали бы вытащить у них из сумочки, что бы они выдали? Не сомневайтесь, они бы пол аэропорта снесли. Девочки энергичные. Думаю, а почему же здесь они по-другому? Может все в голове есть, понимают, что на маму шуметь можно, а на пограничника. Ну не дуры же они, правда? Они просто знают, что на маму можно, потому что она боится, а пограничник не боится.