Страх перед стоматологом
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Сегодня тема — страх в стоматологии. Как с ними справляться? Как помочь своему ребенку перебороть страх перед визитом к стоматологу? И как не бояться этих страхов?
Так как же бороться со страхом, если сам родитель боится, что доктор сделает больно или неправильно? У меня есть убеждение, что стоматолог — это не психолог. Не надо путать две разные профессии. Если приводят ребенка, которые не хочет сидеть в кресле, то родители его не подготовили, и ты не обязана быть тем, кто умеет делать чудеса вокруг ребенка.
Уважаемые родители не сваливайте на учителей и врачей свои педагогические недоделки.
Но как же быть, если на фоне детского опыта у родителя есть страх идти к стоматологу? А ребенка нужно вести.
А ты давно знала, что у тебя есть страх? У тебя было время поработать с этим страхом?
Гете в детстве очень боялся громких звуков, пушек, барабанов. И он стал ходить на центральную площадь, где проходили военные парады. И ходил до тех пор, пока к этому не привык.
А что мне делать сейчас, если у ребенка острая боль, мне нужно идти с ним к стоматологу, а у меня страхи?
Становиться на коленочки перед врачом, просить его простить родительскую дефективность и просить его выполнить в таких условиях свою работу, и быть ему за это благодарным. Не требовать с врачей, а просить и, может быть, если вы создадите у них приятное впечатление, они для вас это сделают. Бывают врачи добрые.
Вот оно мужское мнение: категорично, твердо. Сама виновата, сама и выпутывайся.
У некоторых пациентов бывают панические атаки. Как с этим бороться?
Никакой объективной страшности в панических атаках нет. Не зафиксировано ни одного случая, чтобы кто-то погиб от панической атаки. Это просто очень страшно. У нормально подготовленного пациента с паническими атаками всегда в кармане должна быть памятка, что нужно делать в случае возникновения панической атаки, как ее переждать, и через 3-5 минут после окончания панической атаки он будет немного обессилен, но жив и здоров. Это надо просто переждать. Больно, некомфортно, страшно бывает. Это пройдет. Поэтому нужно предупредить врача, в случае чего махнуть ручкой, что начинается паническая атака. Врач вынет изо рта стоматологические инстументы, а через 3-5 минут процедура продолжится.
Умные люди умеют преодолевать трудности.
Стоматологическое лечение не длится вечно. Будет какой-то ограниченный промежуток времени. Возможно, сама процедура анестезии будет болезненная. Может быть, во время постановки пломбы вы какой-то промежуток времени будете находиться в состоянии некомфорта. Возможно, вам будет неудобно в кресле. Но вы же пришли не отдыхать, а провести процедуру, которая в последующем улучшит качество вашей жизни. Нужно перетерпеть короткий промежуток времени.
Все останутся живы. Все хорошо. Два варианта: либо ты жив, значит все хорошо, либо не жив, и тогда, тем более, никаких проблем у тебя нет.
Сейчас хорошие стоматологические клиники оснащены так, , что доверяющий врачу пациент часто засыпает. И то же самое часто происходит с маленькими детками, которые доверяются врачам. Но если вы ребенку накануне рассказываете о каких-то своих страхах, каком-то негативном опыте, то не нужно рисовать все это в черных красках. Можно рассказать о своем опыте, но нужно отметить, что сейчас мы идем к другому специалисту, который работает совершенно по-другому.
Когда это рассказывают с серьезными тревожными интонациями, то самоуспокаивающие слова становятся травматизирующими. А если дети друг друга пугают со смехом, то для них это развлечение. Не устраивайте проблем на ровном месте. Дети друг друга страшат ежедневно и пугают этим только родителей.
А что делать, если подростку предстоит процедура ношения брекет-системы? И когда я представляю, что буду выглядеть некрасиво. Ведь в подростковом периоде дети в грубой форме насмехаются друг над другом.
Тут проблема совершенно в другом. Во-первых, это вопрос твоего авторитета в классе. А если у тебя нет авторитета в классе, то не о брекетах надо думать, а о том, что делать, чтобы авторитет в классе у тебя был. Сегодня у тебя брекеты, завтра будут новые задачки и проблемы. При желании дети будут высмеивать и докапываться до любого, до тех пор, пока у тебя не будет хороших друзей в классе, которые тебя защитят и объяснят другому товарищу, что не надо сейчас прикапываться к этому. Вопрос решается среди подростков не на уровне брекетов, а на уровне силового противостояния, у кого больше защитников, кто умеет лучше себя подать.
А решение для девочек, которые не могут действовать силовыми методами?
Тогда обращаешься к родителям. Какие вы знаете средства и приемы, чтобы я не боялась ни брекетов, ни других ситуаций, когда я выгляжу как-то странно? А родители говорят: «До брекетов у нас еще две недели. И мы с тобой эти две недели делаем нестандартные поступки». Папа рассказывает, как в свое время Ландау решил ходить по Москве, привязав шарик к шляпе. А я, когда об этом вспомнил, пошел по улице с соской. В те годы в Москве были только приличные люди, и с соской по Москве никто не ходил. Я запустил флешмоб нестандартных поступков, и после этого чего только не делали. Например, заходят группой в метро и говорят: «Простите, добрый люди, что мы к вам обращаемся! Сами мы здешние, москвичи. У нас деньги лишние появились. Возьмите, кому сколько надо.» Если девочка поделает это вместе с родителями, вместе с подругами, желательно сначала в группе, то через некоторое время ее эти брекеты волновать не будут. Она еще и напишет на футболке «Молодая разбойница» и будет ходить с брекетами. И будет этим развлекаться. А подруги еще и просить будут, как бы тоже брекеты сделать, чтобы тоже народ попугать. Это все только отношения. Договориться с подругами, чтобы они каждый раз говорили: «Ваша улыбочка, аплодисменты!» Несколько раз, чтобы она с уверенностью показала себя с этими брекетами, и проблем не будет. Отучайте девочек бояться. Они, в конце концов, должны сами себя уважать? У них есть собственное достоинство?
И девочку, которая умеет не бояться брекетов, будут уважать настоящие мужчины. Она не дурочка. Почему женщины должны отставать от мужчин, которые могут и брекетами, и с чем угодно ходить? Девочки, становитесь взрослыми!
Какие вы можете дать маленькие советы, чтобы перебороть в себе эти комплексы?
Лет 40 назад, когда я и боялся много чего, и проблем было куча, познакомился я с экспериментами доктора Райкова, который делал управляемый гипноз. Посмотрите фильм «Семь шагов за горизонт». Я пошел в психдиспансер, в котором работал Райков. Меня он не взял, я был негипнабельный. Туда моя сестра устроилась. Но я договорился с его ассистентом, и она год меня учила гипнозу и самогипнозу. Сейчас это называется проще: аутогенная тренировка. И это волшебная вещь. Если вы освоите аутотренинг, вы станете волшебными людьми. Если вы не выспались, то днем приляжете, как Штирлиц, и за 5 минут сна будете свеженькими. И если вы чего-то боитесь, то глазки закрыли, увидели, как вы улыбаетесь, как вы прекрасно выглядите, как вы умеете расслабляться, и страхов не будет.
Запомните: есть аутотренинг — нет страхов.
Что делать, если я думаю, что врач хочет меня развести на деньги?
Я часто попадаю к врачам через своих друзей и знакомых, поскольку люди врут меньше, чем сам врач. И если есть очень хорошие отзывы, и тебя направляют к этому врачу — спасибо ему.
Когда предлагается альтернатива, если доктор каждый вариант уверенно обосновывает предлагаемый им метод, говорит о плюсах и минусах предлагаемого и альтернативны методов, то это говорит о том, что он не намерен вас обманывать. Хороший признак, если доктор легко отвечает на все ваши вопросы.
Если доктор что-то начинает в третий-пятый раз предлагать и навязывать, то у меня возникает ощущение, что, возможно, он получает хорошие проценты с того, что он предлагает.
Родители часто спрашивают, почему в клинике нет телевизора. В современном мире, когда ребенок постоянно живет с гаджетом, правильно ли, чтобы он находился в процессе лечения вместе с врачом?
Ситуаций много разных. Совсем жесткого мнения не скажу. Те не менее, общая позиция у меня есть. Наркоз бывает нужен. Жить на наркозе с утра до вечера неправильно. Отвлечение, как исключительное средство, да, бывает необходимо. Но нужно быть в реальности и не отвлекаться от важного. Если мама или бабушка, когда ребенок кричит или чего-то хочет, его в первую очередь отвлекает и переключает внимание на что-то более интересное, по факту приучает к тому, что ребенок живет тем, что раз хочется, то пока хочется, имею право. И вырастает то, кто и зубы не может нормально лечить, и взрослым человеком не станет. Ребенку говорят, сейчас вот это можно, а это нельзя, а сейчас следует вот это. А сейчас потерпи, будет больно. Мы не обязаны развлекать детей и делать им жизнь искусственно легкой.
Я выступаю за уважение врачей к своей деятельности. Ко мне приходят и консультируются со мной по моим правилам и учатся у меня по моим правилам. Не нравится — ищите другого специалиста. Ко мне стоят очереди ровно потому, что знают, что Николай Иванович делает чудеса, которые другие делать не могут. Если вы будете диктовать свои условия, когда нужны и когда не нужны гаджеты, то клиенты будут делать именно так, как говорят им специалисты.
А если родитель не готов сталкиваться с чувствами ребенка, не готов присоединиться к его страхам и остается отстраненным, как поступить в такой ситуации? У меня был случай, когда мама привела малыша и самоустранилась. А иногда мама нужна.
Тогда нужно давать инструкции, и пусть родитель делает то, что необходимо для процесса лечения.
Сейчас здесь во-первых, звучит неправильная терминология: принять чувства, присоединиться к чувствам — забудьте эти формулировки из гештальт терапии. Это гнилые и неправильные формулировки. Работа с чувствами, работа с обидой, работа со страхами — это худшее, что придумали психологи.
Бояться — это просто дурная привычка.
Если вы хотите ребенка от дурных привычек отучать, то нужно переучить ребенка, снять его страхи — это не самая сложная процедура. И коллеги психологи это делают минут за 15, со сложным ребенком за полчаса. Может быть за 3-5 сеансов. Не будет ребенок ничего бояться. Это стандартная процедура десенсибилизации: на фоне расслабления делаются игры в воображении, а потом какие-то моменты из реальности. И ребенок скоро понимает, что это нормально, это не страшно. Это не вопрос присоединения, а вопрос тренировки ребенка, чтобы он некомфортные ситуации воспринимал адекватно, без истерических припадков, драматизаций на тему: ах, я боюсь, мне страшно. Снимать страхи можно, для этого есть нормальные психологические процедуры.
А что делать с обратной ситуаций, когда ребенок говорит, что у него болит зуб, а мама ему говорит, чтобы не притворялся?
Как лечить идиотизм родителей? Если дети часто врут, то что, внимательная мама не отличит? Она даст ему, например, конфету и посмотрит, как он жует. Любой адекватные родитель поймет. Все видно. Будьте внимательны, уважаемые родители.
Или можно действовать так: если ребенок говорит, что у него болит зуб, то ответьте: «Да, я услышал, завтра идем к врачу». А если ребенок говорит, что уже не болит, то: «Поздно, врач завтра разберется». Так у ребенка охоту врать и отобъете.
А вообще знайте: к стоматологу ходить очень полезно для здоровья, для бодрости, для тренировки психики.